Кто делает грех, тот от диавола
Дорогие братья и сестры, слава Богу за возможность быть в собрании, слушать слово Его, посредством которого мы возрастаем в Господе. Возрастаем не в своих глазах, но возрастаем в глазах Господа. И Богу приятно смотреть на Своих сыновей, дочерей, которыми мы являемся по вере во Христа Иисуса, как рожденные свыше. Богу приятно смотреть, что мы переходим от веры в веру, из силы в силу. И если есть духовный рост, то Господь очень доволен нами. Я понимаю так, что у Господа есть определенный уровень для каждого дня и вообще для нашей жизни. Если мы не соответствуем этому уровню,
Господь печалится и делает все для того, чтобы мы достигали, чтобы мы возрастали.
Для матери приятно, когда ее ребенок получает питание и растет. И как мы знаем, что наши жены приходят к врачам, там детей грудных взвешивают, измеряют рост и говорят, что ребенок нормально развивается, физически растет. И Бог сегодня тоже измеряет нас, взвешивает и находит нас – какими? Бог знает, какими. Он каждому из нас говорит что-то и показывает. Может быть, мы в своих глазах уже такие способные, выросшие, уже полные. Но жизнь показывает, когда мы заплетаемся ногами своими, надев брюки отца, падаем с каблуков, надев туфли мамы и так далее. Бог все равно будет показывать нам это. Слава Богу, что Он нам показывает, вразумляет и ждет от нас все-таки духовного возрастания. Это очень важно – знать, в каком мы состоянии, самих себя исследовать, самих себя испытывать. Это очень чудесный процесс и очень важный момент – узнать, в каком мы состоянии.
Я хочу прочитать один стих для нашего назидания: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Иоан. 3:8). Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Так первая личность, которая согрешила, это не был Адам, это не была Ева. Писание определяет диавола как личность, не просто как животное неразумное, а Писание нам показывает, что диавол – это разумное существо. И вот это разумное существо, оно согрешило. Согрешило против Бога, против своего Творца, потому что его сотворил Бог. Читая Писание, мы можем заметить, что эта личность была главою всех Ангелов. Это была превосходящая всех остальных существ личность, но эта личность не пожелала занять то положение, которое было определено ему Богом – осенять, ходить среди огнистых камней. Бог сотворил его именно для определенной миссии. В какой-то момент ему пришла беззаконная мысль. Конечно, возникновение зла – это большая тайна. Если кто-то будет спрашивать: «А кто сатану сотворил?» то мы знаем, Кто сотворил его – Бог. И в этом нет сомнения, что сатану, диавола сотворил Бог. Только Он не сотворил его диаволом и сатаною, Он сотворил его херувимом осеняющим. И после того, когда диавол согрешил, то есть этот херувим согрешил, зло наполнило его сердце и он начал восстание против своего Творца. И сама мысль, которая посетила его сердце, являлась уже бунтарской, она являлась уже мыслью восстания против своего Творца. Он пожелал быть равным Богу. Что обольстило его? Почему к нему пришла такая беззаконная мысль? Я не спрашиваю об источнике этой мысли, потому что для меня это тайна. Если бы кто-то задал вопрос: «А откуда пришла такая беззаконная мысль?» – я не знаю. Могу только лишь ответить, что если есть какие-то определенные условия, то такая мысль может придти. Например, когда человек смотрит на себя в зеркало один раз, другой и третий, возможно, после сотого раза к нему приходит мысль, мысль самолюбования. Например, как люди физически развитые подходят к зеркалу, они напрягают свои мышцы, уходят самодовольные и еще раз, и еще раз. И наступает момент, когда они заходят за барьер, когда к ним приходит мысль, и эта мысль является пагубной.
Херувим был создан прекрасным существом, и он знал, кто он, для чего он и кем он является. Когда он обращал на себя внимание и раз, другой, и третий, и пятый, десятый, возможно, существуют законные принципы, и они срабатывают. Нельзя нам смотреть на себя и хвалить себя, нельзя нам замечать свои достоинства. Может, мы один раз заметили свои достоинства, второй раз заметили. Нам надо перестать это делать, потому что наступит такой момент, когда взгляд на самих себя, то есть взгляд на свои плюсы, на свое положение, на свое достижение, даже во Христе Иисусе, могут нас привести к роковой ошибке, и мы согрешим.
Диавол вначале согрешил, и он начал восстание против своего Творца. Он увлек треть ангелов за собой, на свою сторону, и на небе произошла война. Диавол и ангелы его воевали с Михаилом и ангелами его. Не нашлось места диаволу на небе, и он был низвержен на землю. «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:12). И здесь его обитание на земле и трети ангелов, которые составляют его определенную армию. Две трети ангелов – это Божии слуги, которые исполняют Его волю. И так мы читаем: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Иоан 3:8). Как назывался грех, которым он согрешил, потому что каждый грех имеет свое название? Не просто так: «я согрешил» – в чем ты согрешил? Не просто так: «она согрешила» – в чем она согрешила? Каждый грех имеет свое название. Диавол согрешил, как же называется его грех? То, что он восстал против Бога, это являлось следствием греха. А то, что было вначале – он возгордился. Он неправильно взвесил себя, он неправильно измерил себя. И этот неправильный взгляд на самого себя привел его к восстанию против своего Творца.
Слово Божие говорит: «Восстанут дети на родителей и умертвят их». Это очень страшно, когда дети становятся больше родителей, когда они считают себя сильнее родителей, умнее и лучше родителей. Когда дети, образно говоря, смотрят на себя в зеркало раз, другой и третий, может произойти катастрофа. Диавол через этот взор может посетить мыслью, что ты лучше своего отца, лучше своей мамы. После этого неминуемо происходит восстание, вражда, бунтарство, даже убийство. На кого же нам следует смотреть каждый день? Для того, чтобы не возгордиться, нам надо смотреть на Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу! Нам надо смотреть на Иисуса, на непревзойденный образ Божества. Это Сам Бог, Который пришел во плоти на землю. Глядя на Него, мы приходим в смирение, мы приходим в страх Божий. Наши заслуги ничего не значат, все наши достижения ничего не значат. Это Сам Бог, это Ему слава, это Ему похвала, это Ему песнь наша на устах наших. А мне ничего – это Господь.
Но херувим осеняющий не смотрел на Творца. Он смотрел на себя, он рассматривал свою одежду. И когда он ее осматривал, то он замечал, как она испещрена драгоценными камнями, какие узоры, какой наряд. Он осматривал территорию, по которой ходил, это были огнистые камни. Он имел мудрость. Слово Божие говорит, что он превосходил даже Даниила по мудрости своей. Он думал о себе, и когда он рассматривал себя и смотрел внутрь себя с тем, чтобы увидеть свои достоинства, то обязательно должно было свершиться то, что произошло – диавол согрешил. К нему пришла гордость до такой степени, что он дерзнул восстать против своего Творца. Трудно это представить, но, с другой стороны, можно представить, насколько велико было это существо, этот херувим осеняющий. Когда мы говорим о Творце, о Боге, то мы вообще меньше куриного яйца, меньше перепелиного яйца, мы вообще ничего не понимаем. Мы вообще ничего не можем сказать, это так говорят, еще курица может думать как-то, рассуждать, а когда яйцо в жидком состоянии, и сказать что-то о Творце? Я сейчас думаю, это как мой разум. Да нет слов, Господи, чтобы начать сейчас рассуждать о Творце и как-то себя сравнивать. Мы иногда себя с Иисусом сравниваем: «Я вот здесь, как Иисус, сказал, как Иисус, сделал». Господи, помилуй нас.
Херувим имел дерзость такую, чтобы подняться против Творца и быть подобным Всевышнему. Там на краю севера поставить престол, взойти на высоты облачные, это было желание его и стремление. И произошло неминуемое падение, потому что Бог фиксирует жизнь каждой личности, каждого существа. Бог увидел это беззаконие: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:15). Все было в порядке, нормально, но вдруг произошло беззаконие, и Господь сразу отреагировал на это и поверг его на землю.
Мы что-то имеем, братья и сестры, мы имеем тело, мы имеем душу, мы имеем дух, слава Богу за это. Не все так плохо, как кажется, я даже хочу сказать, есть что-то доброе в нашем теле. Я не хочу сказать в плоти, но в теле, у нас есть руки, слава Богу. Мы можем делать палатки, мы можем делать что-то доброе, пироги печь, слава Богу за это. Не надо говорить, что наше тело плохое – хорошее, некоторые даже красивые есть, немного, но есть, слава Богу. Есть даже сильные, слава Богу, но пойдем дальше. Есть даже имеющие высшее образование, есть даже те, которые имеют способности петь, на музыкальных инструментах играть. Кто-то на языках говорит, кто-то пророчествует, кто-то видит видение, не все так плохо, не все так серо. Но когда мы смотрим все время на какие-то блестки, которые есть в нас, мы подходим к зеркалу и рассматриваем самих себя и думаем, что мы что-то значим. Значит ли куриное яйцо в сравнении с Творцом что- то? Ну, может быть, что-то и значит, но ведь его Бог сотворил, Бог дал. Знаете, страусу Бог не уделил разума, не дал ему смысла. Вот он идет, идет и наступит на яйцо, и нет своего труда. Вот Бог сокроет кому-то разум, и он стукнет по этому яйцу и расколет, и вытечет все жидкое, и ничего не будет. И будет человек думать: «А я то думал, что я уже какой-то страус или орел даже». А Бог показывает нам: просто мокрое пятно остается и все, больше ничего. Боже, так нам хочется устрашиться. Боже, научи нас бояться Тебя и благоговеть пред Тобою. Что мы значим? Но есть противник, диавол, который вначале согрешил, и он знает, на какой струне сыграть в сердце человека. Может, не всех, но он начинает нас дергать: «Смотри, ты такой талант, а тебя не заметили, у тебя такие способности, а тебя не заметили». И начинает подогревать, и человек думает: «да», и приходит обида, приходит уныние и мысли нечистые, зло посещает сердце. Скрывает человек обиду, носит ее, а врагу это и надо: «Носи так дальше». Его задача украсть, убить и погубить. Не таланты мы и не достигшие мы, слава Богу. Господи, если есть что-то, то только по Твоей милости – Ты дал, и это не приведет к гордости.
Апостол Павел в послании Коринфянам говорит так: «Как я не иду к вам, то некоторые из вас возгордились».
Не все, но некоторые возгордились». Ужасная картина в Коринфской церкви: Павел отсутствует, а там люди считают себя достигшими. Правда, они не имеют недостатка ни в каких духовных дарованиях. Но друзья, духовные дарования, проявление силы, чудес, знамений – это только лишь какие-то леса, посредством которых строится дом, а в сути должна быть любовь. Вся наша жизнь направлена к тому, чтобы иметь любовь. А любовь, откроем 13 главу к Коринфянам и почитаем, она не гордится, она не превозносится, как Апостол Павел определяет состоянии любви. Любовь не гордится, а вы возгордились. И что происходит? Павла нет в церкви. Когда нет человека, с которым мы можем сравнить себя, то мы видим самих себя, и тогда к нам приходит надмение, к нам приходит гордость. «И вы возгордились вместо того, чтобы лучше плакать», – Апостол Павел говорит. Всякий раз, когда мы смотрим на свои достоинства, у нас на пороге стоит злейший враг – это гордость. Когда мы смотрим, когда мы подсчитываем, когда мы размышляем, злейший враг на пороге – это гордость. Придет гордость, придет и посрамление. Поэтому, храни нас Бог. Будем всегда сравнивать себя с Иисусом Христом, чтобы мы могли заметить свои недостатки, увидеть, что мы уж не такие и красавцы, не такие уж силачи, не такие певцы мы, не такие игроки, не такие проповедники, пастыри, диаконы. Не такие мы, как враг нам рисует. О Боже, помоги нам!
Но не надо и вообще опускать рук, потому что у диавола есть и вторая сторона. Он хочет нас удручать и показывать все время: «Да кто ты такой, да посмотри, что в тебе доброго, да ты ни к чему не годен, да зачем ты здесь место занимаешь?» И он начинает нас атаковать: «Да чего ты поешь, да что ты проповедуешь, да какой ты пастырь, да какой ты диакон, и что ты здесь делаешь вообще?» И мы кажется в смирении, думаем «Да, правда, правда», и у нас ничего. Брат, скажи слово. – «Да что я?» Сестра, спой. – «Да что я?» Брат, сыграй на скрипке. – «Да что я?» Посадил диавол всех, и мы смиренно молчим, некому проповедовать, некому петь, хор молчит, проповедников нет. «А кто ты такая, что будешь пророчествовать, какое тебе еще видение, ты посмотри на свои недостатки». И мы сидим и копаемся в своих недостатках, и их столько много, что мы ни к чему не годны. И ко спасению, наверно, не годны и думаем: «Господи, а спасены ли мы?» Поэтому, чтоб враг нас не уловил, мы должны заглянуть и на другую часть, что мы искуплены Кровью Иисуса Христа. Он нас назвал сынами и дочерями Своими, слава Богу. Он дал нам Святого Духа, записал имена в Книге Жизни. Он дает способность братьям проповедовать, дает мудрость, дает способность играть, читать стихи и петь псалмы, слава Богу за это. Но это не наше, Бог дал нам такую способность. И если Он дает такую способность, то пусть Бог нас хранит, чтобы мы не любовались и не думали (как бывает у братьев): «Ой, 13 минут уже отпроповедовал. А этот брат все по 5 минут, скажет кратко и сядет, а я уже 13 минут. Иду на рекорд, буду 20 минут говорить, только бы мне не запнуться, только бы сказать». Псалом спела сестра, а теперь уже два псалма спела, три псалма спела. А стих брат рассказал на днях такой длинный, как мать пожертвовала собой. Ну кто еще такой стих рассказал? Мало таких, которые такие стихи рассказывают.
Храни нас Бог, чтобы враг нас не уловил в свою тонкую сеть. Чтобы мы не подумали и не помечтали о себе, что мы стихотворцы, певцы, игроки, проповедники, служители, но чтобы мы смиренно ходили перед Господом. И Бог сохранит нас от падений. Да благословит нас Бог взирать на Него, на Его славу и молиться друг за друга, благословлять друг друга. И Бог сохранит нас, слава Богу. Помолимся мы, преклонимся.
Яков Подкаминский