Каждая притча коренится в Законе Божьем
Что же, продолжая наше знакомство с книгой Притчей, следующее, что важно понимать — каждая притча уходит корнями в почву Закона Божьего. Притчи ставят нас перед фактом, что мы были сотворены как нравственные существа, живущими в нравственном мире под властью святого Бога. Это мировоззрение Притчей – мы нравственные существа, живущие в нравственном мире под властью святого Бога.
Итак, это означает, что характеристика глупца в Притчах — не интеллектуальная тупость. Часто это популярное мнение о глупце – он просто тупой. Нет, в Притчах представлен глупец, отрицающий праведность, праведные требования и авторитет Бога. Глупец отрицает, что он нравственное существо и отвергает авторитет, подчиняться которому должно каждому человеку.
Видите ли, книга Притчей представляет нам безумие греха в межличностных отношениях. Вы скажете: «Пол, я не понимаю, что это значит». Если вы изучаете книгу Притчей, то знайте, что игнорировать ее мудрость вы будете не по причине интеллектуальной ограниченности (тупости) или нарушения некоторых абстрактных нравственных норм. Причина в бунте против Бога. Вот почему в Притчах говорится: «Начало мудрости – страх Господень».
Что это за страх Господень? Это не леденящий душу ужас. Это благоговение от осознания Его святости, Его праведной власти, побуждающее меня охотно подчиниться Его воле. Глупость представлена в книге Притчей, как бунт против Бога. Именно так Закон представлен в Писании.
Подумайте о десяти заповедях. Они начинаются с заповедей, которые даны для того, чтобы Бог занимал Свое законное место; речь идет о поклонении Богу, о правлении Бога в вашем сердце, потому что, если Бог не будет на этом месте, у вас не будет молитвы о соблюдении остальных заповедей. Это вертикальный взгляд на закон.
Всякий раз, когда я читаю книгу Притчей, я думаю о Давиде и его исповеди в Псалме 50. Давид совершил прелюбодеяние, а затем совершил убийство, и он говорит об этом в стихе 6: «Тебе (обращаясь к Богу) , Тебе единому, я… сделал (этот грех, это зло) пред Твоими очами». Видите ли, он говорит: «Мой грех не только против Вирсавии и ее мужа, но, что более важно, он против Тебя». Я создан, чтобы жить богоугодной жизнью.
Каждая притча сосредоточена на Боге; каждая притча утверждает факт, что я нравственная личность, живу в нравственной вселенной, живу в прямой подотчетности Богу, и что есть только два способа жить. Я живу как глупец, отрицаю Его существование, отвергаю Его авторитет и живу по-своему. Или я признаю Его существование и подчиняюсь Его пути и Его воле.
Каждая притча уходит корнями в Закон Божий, а Закон Божий вертикален и основан на личностных отношениях. Грех — это не просто нарушение абстрактного морального кодекса; грех, каждый грех является грехом против Бога. Каждое проявление глупости направлено против Бога, потому что именно в Нем мы «живем и движемся и существуем». Мы были созданы для Него, и эта весть присутствует повсюду в книге Притчей.
Пол Трипп