Каждая притча — часть единой истории
Я думаю, что мы не можем полностью понять книгу Притчей по причине ее глубины. Несколько эпизодов этой серии я посвящу тому, чтобы заложить фундамент понимания того, насколько глубока эта часть Писания. Первое, о чем я хочу сказать — каждая притча это часть единой истории.
Вы не понимаете притчей, если не осознаете, что они не абстрактные фразы, это часть рассказа, часть целой истории. В каждой притче присутствует элемент сюжетной линии истории искупления. Каждая притча вплетена в сюжетную линию, состоящую из трех частей.
Первая — сотворение. Притчи напоминают нам о мире, задуманном Богом, мире, сотворенном по совершенному Божьему замыслу, — замыслу Великого Мудрого Творца, каков Он на самом деле.
Притчи призывают читателя горевать о потерянном совершенном мире. Везде в книге Притчей мы видим печаль по причине того, что мир, в котором мы живем, не таков, каким его задумал и сотворил Бог. Красота Божьего плана творения бросает нам вызов.
Притчи также содержат следующую часть сюжета — согрешение или падение. Мы сталкиваемся с реальностью искореженного и дисфункционального мира — все в нем действует не так, как задумал Бог. Мы сталкиваемся с миром, в котором правит глупость, где нас подстерегают опасности и на каждом шагу разбросаны искушения.
Третья часть истории несет нам благословение — эта часть повествует об искуплении, о мире, восстановленном благодатью, примирившемся с Богом по причине Его благости.
Вы спросите – «Пол, как это помогает мне понимать книгу Притчей?»
Рассмотрим пример. Одна из популярных притчей записана в Притчи 15:1: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». Давайте поразмышляем. Разве эта притча говорит о том, что каждый раз, как я отвечу кротко разгневанному человеку, его гнев утихнет? Вы знаете, что это не так, не всегда так происходит.
О чем же эта притча? Она о кротком Христе, который, «будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет. 2:23). Кроткий Христос одержит победу. И когда я решаю вверить себя Небесному Отцу и говорить кротко, встречаясь с разгневанным человеком, я следую путем, описанным в библейской истории. И этот путь ведет к благословению.
Придет день, когда стихнет гнев всех врагов и мы будем наслаждаться совершенным миром, совершенной гармонией и совершенной праведностью во веки и веки и веки! Такую историю рассказывает нам эта притча. Даже если сегодня чей-то гнев не утихнет, когда я дам кроткий ответ, придет время, когда это произойдет. Когда я иду тем же путем, которым ведет Божья история, я получаю благословение уже от этого. Таковы притчи. Каждая притча имеет эсхатологическое измерение; она устремлена в будущее и говорит о благословениях, сопровождающих тех, кто избирает Божьи пути.
Притчи не абстрактны, они — часть повествования, часть истории. Они проповедуют историю сотворения, согрешения и искупления. Когда вы так изучаете притчи, они вдруг приобретают глубину смысла и ободрения, которые были скрыты, когда мы читали их, как абстрактные утверждения.
Пол Трипп