Капризные дети Небесного Отца
Часть 3
Капризы Ионы
И теперь я вам буду говорить об одном человеке, который был одним из величайших Евангелистов в мире. Евангелие – это благая весть; он принес весть целому городу, и целый город покаялся. Ни до, ни после этого человека в истории земли не было такого проповедника, единственная проповедь которого привела бы к покаянию всю столицу великой мировой державы. Я думаю, что вы все поняли, о ком я говорю – это пророк Иона. Вы увидите, что капризнее Ионы трудно найти человека в Библии. Если вы внимательно посмотрите, то увидите, что он действительно поступал, как ребенок. Когда читаешь, то удивляешься даже: Иона – взрослый человек, пророк Божий, и Бог разговаривал с ним очень ясно; и Иона задает Богу вопросы, и Бог отвечает ему; Бог общается с ним, но это очень капризный человек.
Бог говорит: «Иона, встань и иди в Ниневию», – а Иона встал и побежал от лица Господнего в Фарсис. Это так похоже, когда отец говорит: «Сыночек, сходи в магазин», – а сынок взял и побежал куда-нибудь на футбольное поле заниматься своими делами. Это предел прихоти. Господь посмотрел на Своего слугу и пророка, и вы знаете, что кого-то Он наказывает смертью, как мы сейчас читали, но с Ионой Он поступал очень терпеливо, очень заботливо Он его воспитывал. Я думаю, что Бог с нами не поступает как с евреями в пустыне, иначе многие бы уже из нас на кладбище были, но Он, я думаю, с нами поступает как с Ионой, это больше на нас похоже.
Когда мы по своим капризам не хотим делать то, что хочет Бог, то Он позволяет нам немного находиться в наших капризах, а потом берег розгу; такой розгой для Ионы оказалась буря. Разыгралась буря на море, и Иону бросили за борт корабля; он начал опускаться ко дну, и его поглотил кит. В этом ките он провел три дня и три ночи.
А почему именно три дня и три ночи? Пока не покаялся. Значит, столько нужно было этому человеку находиться во чреве кита, чтобы покаяться! Как вы думаете, во чреве кита хорошо находиться или не очень? Вот если бы вам сказали: «Сидите тут три дня и три ночи и не выходите никуда». Нам бы понравилось это? Очень бы не понравилось, мы бы истомились; хотя находиться здесь и светло и тепло, и сидеть можно удобно, и воздуху хватает, но я думаю, что там было все не так. Там не было света, там была кромешная тьма, там был ужасный запах, свист, урчание китового желудка. Как это все отвратительно. И этот человек был такой капризный, что он три дня и три ночи не хотел каяться.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. 13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; 14вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их. Пс. 106:12-14
Бог очень терпеливый: капризничай, сколько хочешь, у Бога терпения хватит капризного человека остановить. Наконец Иона устал от капризов и сдался, он вознес Господу молитву. Это вторая глава книги Ионы, я не буду ее перечитывать, только скажу, что Иона сказал: «А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню. У Господа спасение!» (Ион. 2:10). И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.
Иона пришел в Ниневию и проповедовал. Проповедовал, проповедовал и теперь решил узнать, что же будет с городом. «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. Иона сильно огорчился этим и был раздражен» (Ион.3:10-4:1).
Представьте, если бы к вам в церковь приехал Евангелист, через единственную проповедь которого спасена одна из самых величайших столиц современных держав. Как вы думаете, он бы рад был этому или нет? Рад, очень рад, но сегодня нет таких. Ни один Апостол не мог обратить к Богу целый город, ни один пророк Ветхого Завета и ни один святой, Евангелист, миссионер Нового Завета не в состоянии были это сделать. Сколько бы ни было чудес и знамений, содействия Божиего, ни одна столица великой державы к Богу, к покаянию не пришла, а проповедь Ионы привела к покаянию столицу. И как он отреагировал? Он сильно огорчился этим и был раздражен. А что вызвало у него раздражение? – Что эти люди не погибли. Да, а почему его это раздражало? – Да потому что он хотел, чтобы эти люди погибли: «Раз я проповедую, что погибнете, значит должны погибнуть. А почему не по-моему вышло? Я же им проповедовал, что погибнут через сорок дней, так почему не погибли?»
47 Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли. 48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. Деяния 13:47-48
Вы знаете, что если бы эти люди погибли все, то Иона был бы очень счастлив. Он был бы рад, благодарил Бога, пел, и весело шагал в родную Палестину. Но из-за того, что целый город спасен, он говорит: «И молился он Господу и сказал: “о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии”» (Ион. 4:2).
Смотрите, Иона знал Бога очень хорошо, я думаю, что это родители ему привили, они привили ему понимание Бога как Бога благого, милосердного, долготерпеливого, многомилостивого и сострадательного. Но в чем родители не радели, это чтобы своего капризного ребенка сделать смиренным, они это упустили. Я вижу, что Богу было приятно, что Иона знал Его, но Бог поработал с Ионой, чтобы избавить его от капризов.
Мы тоже можем являться людьми верующими с детства, может быть, наши родители много нам рассказывали о чудесах и знамениях, но в силу каких-то обстоятельств они не отучили нас от капризов, и мы до сих пор нет – нет, да проявляем свои капризы. Я думаю, что наши близкие: муж или жена, дети, сестры и братья, пресвитер – чувствуют наши капризы, и Бог работает с такими Христианами. Он приведет на небо только тех, которые полностью очищены от капризов.
«И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Ион. 4:3). «Вот раз Ты, Господи, этих людей не погубил, тогда погуби меня. Вот если бы их погубил, то я согласен жить, но раз они живут, то я жить не могу». Посмотрите, какой каприз, я бы сказал, что очень категоричное заявление. А Господь разговаривает с ним: «И сказал Господь: “неужели это огорчило тебя так сильно?”» (Ион. 4:4). Как вы думаете, это обрадовало Иону, что Бог с ним заговорил? Конечно, очень обрадовало. Бог разговаривает с капризными людьми. Он не положил Иону во гроб, не возгорелся огонь, не поглотил его, но вместо этого тихий, спокойный голос Небесного Отца: «Иона, неужели это огорчило тебя так сильно?» Иона очень обрадовался этому голосу.
«И вышел Иона из города и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом» (Ион. 4:5). У него появилась надежда: «Раз Бог заговорил со мной, значит, Он понимает, что у меня на сердце тяжело, значит, Он решил их уничтожить, не меня, а их». Сделал Иона себе кущу и сидит, ждет, а Бог продолжает воспитывать Иону: «И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению» (Ион. 4:6).
17 Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, 18 ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. Иов 5:17-18
Бог есть любовь – это действительно так. Если бы Бог только строгостью наши капризы обрезал, то мы бы давно уже все были калеками, но Он очень терпеливо, нежно и с любовью работает с каждым из нас. Этот человек, который полон ненависти, злобы, ропота, недовольства на Бога, а Бог с ним разговаривает очень терпеливо и дружелюбно, и даже растение вырастил, для чего? Чтобы тень была, и чтобы избавить его от огорчения. Посмотрите, какой характер у нашего Бога. Иона возмущается Его поведением, а Он его хочет успокоить. Как вы думаете, это подействовало на Иону? Да, конечно, это очень подействовало: «Иона весьма обрадовался этому растению» (Ион. 4:6).
Посмотрите, разве это не ребенок? Дайте капризному ребенку конфетку, и вы увидите, как он сразу повеселеет. Знаете, как у детей это получается хорошо: маленькая конфетка решает все проблемы, вроде бы, на первый взгляд. Но Бог эту «конфетку» Ионе дал и тотчас отнял. «И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти и сказал: “лучше мне умереть, нежели жить”» (Ион. 4:8). Опять, только что радовался растению, благодарил Бога, растение засохло, и опять он говорит: «Лучше мне умереть, нежели жить».
Смотрите, как он любит растение и как он ненавидит Ниневию. Он говорит: «Господи, пока растение живет, то и я хочу жить, а растение умрет, и меня умертви. Я хочу жить с растением и умереть с растением». Потому что он очень любит это растение, а если он ненавидит Ниневитян, то он не может с ними жить. И считает, что или пусть они живут, а он умрет, или он будет жить, а их чтобы Бог уничтожил. «Тогда сказал Господь: “ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?”» (Ион. 4:10-11).
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! 34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? 35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? 36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. К Римлянам 11:33-36
На этом капризы Ионы кончились, потому что книга закончилась, и Бог позволил этой книге войти сюда. Я считаю, что Бог ни за что бы не позволил этой книге войти сюда, если бы Иона не подчинился Божиим требованиям. Но Иона наконец-то сдался, он понял, что с Богом капризничать бесполезно. Бог найдет методы: Он бурю пошлет, Он кита пошлет, Он растение вырастит, Он червячка пошлет, Он солнце заставит палить тебя, Он с тобой заговорит по-отцовски, ласково и нежно, все объяснит тебе, но Бог сделает тебя смиренным человеком. Это труд Святого Духа, и это потому, что мы Его дети. Мы записаны у Него в книге, и Он любит нас. Доказательство Его любви – Голгофский крест, и в нас это свидетельство, посредством Духа Святого, вопиющего: «Авва, Отче!»
Часть 4. Окончание