Капризные дети Небесного Отца
Часть 1
• Роль отца в семье
• Роль детей
• Откуда берутся капризы
• Капризы Симеона и Левия
Я прочитаю из Послания к Ефесянам: «Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3:14-15). Апостол Павел преклоняет колени пред Небесным Отцом. И он называет здесь Его Отцом, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле.
Вы знаете, что отечество человеку дорого. И чем старше человек становится, тем отечество ему дороже. Почему? Да потому что оно напоминает об отчем доме. Вы знаете, как хорошо иметь отца. Что для вас значит отец? Все вы либо являетесь детьми, либо вы уже отцы; и как вы понимаете: что вмещает в себя слово «отец» для семьи? – Это кормилец, глава семьи, защитник семьи, заботящийся о семье, пресвитер домашней церкви. – И все? – Любовь…
Вы не сказали самого главного. Да, отец – это дисциплина, я бы добавил, и порядок. Разве не так? Посмотрите, если отца дома нет, с детьми любящая и заботливая мать. Мать – ведь это тоже любовь, это тоже забота, это все доброе и хорошее, и ласка в ней. Но дети почему-то без отца часто забывают, что такое дисциплина и порядок, и маме приходится говорить: «Вот папа придет и узнает», и это детей как-то сдерживает. И когда папа приходит, то они уже «шелковые». Не так разве? Я думаю, что это так. Поэтому, когда дома долго нет отца, то в семье появляется беспорядок. Если отец постоянно дома, то в семье порядок.
18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе. 21 Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости? 1-е Коринфянам 4:18-21
Апостол Павел говорит здесь, что он преклоняет колени пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле. В этом-то отцовском особом качестве, – способности поддерживать и сохранять порядок в доме, и кроется стабильность и благополучие семьи. Потому что если у семьи все есть на столе, есть лучшая одежда, лучшая пища, исполняются все желания, жилье самое лучшее, но если в этой семье нет порядка и дисциплины, то там не будет и уважения, не будет взаимной любви, там не будет выдержки, сострадания, не будет тех чувств, которые воспитывает отец.
Итак, главная обязанность отца – это все-таки воспитание. Отец обязан воспитать достойных детей – это его главная забота. Поэтому Павел и преклоняет колени пред небесным Отцом, потому что Он очень хороший воспитатель. Вы увидите на протяжении всей Библии, как Он заботливо воспитывает и дисциплинирует Свой народ, потому что без отцовской заботы, без дисциплины и порядка в Божием народе не может быть ни благодати, ни благословения, ни радости, ни жизни. Все кроется в этом отцовском чувстве. Наш Бог именно такой. И по милости Господа мы сегодня находимся в Божием доме.
3 Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. 4 Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. Осия 11:3-4
Вы знаете, что я тоже отец. Я рад, что я отец, и эти чувства я испытывал несколько раз, и они мое сердце все еще наполняют. Но у меня есть еще паспорт, и в паспорте есть страничка, где все мои дети перечислены – это доказательство того, что они мои дети. И у Бога тоже есть памятная книга, которая свидетельствует, что мы дети Божии. Что это за книга? Это книга жизни.
Иисус Христос сказал: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20). Какое благо, что я дитя небесного Отца, и об этом записано на небе, и никто не может стереть. Только Отец властен в эту книгу заносить и из этой книги изглаживать. И если вы рады тому, что сегодня ваше имя в книге жизни, то скажите: «Слава Богу!»
Это одна сторона, а Бог позаботился и о другой стороне. У моих детей есть свидетельство о рождении. Как только ребенок рождается, мне выдают справку о рождении в роддоме, я иду с этой справкой в загс, и вместо этой справки выдают свидетельство. Там указывается, что, например, мой сын Елисей и его отец Николай. Он мой сын – это указано в его свидетельстве.
У нас тоже есть свидетельство – это не чернила на бумаге и не компьютерная графика на красивом листочке, но это свидетельство Духа Святого в нашем сердце. Как здесь и говорится: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!” Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:15-16). Двойное свидетельство: одно у Бога на небесах, что мы Его дети и мы записаны в книге жизни, и в нашем сердце есть свидетельство Духа Святого, что мы дети Небесного Отца. Неизреченная радость, поэтому Павел говорит: «Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе» (Фил. 3:1).
Мы имеем Отца, мы в Его доме, у нас есть отечество, Он заботится о Своем народе. Он дисциплинирует Свой народ, Он любит Свой народ, Он покровительствует Своему народу.
10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. 1-е Иоанна 5:10
Теперь я у вас хочу спросить: а что касается детей? Мы говорили о том, что вмещает слово «отец», а теперь поговорим о том, что вмещает слово «дети». Это – послушание, будущее, наследники, да, здесь так и сказано: «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:16-17).
Можно ли сказать, что дети – это забота, это слезы, это молитвы, это бессонные ночи, это жертвенная любовь? Можно так сказать? Да, все это вмещают дети. Где есть дети, там все это есть, во всяком случае, должно быть, и у Бога это есть. Ради Своих детей Он послал Своего единородного Сына на крест, чтобы они познали любовь Отца.
Почему дети – это слезы, болезни, бессонные ночи, молитвы, седые волосы, почему? Вроде бы дети – это и радость, и будущее, и наследники, и утешение, а в то же время и слезы, и посты, и молитвы, и седые волосы, и бессонные ночи, и преждевременная старость. Разве не так? Часто бывает так. Почему же это так? Что для вас самое нежеланное, самое странное в детях, самое трудное? Ага, здесь кто-то произнес фразу такую: капризные дети. Так ли это? Я думаю, что это так.
Вы знаете, когда ребенок голодный, то родители знают, что делать: его надо просто накормить. Когда ребенок замерз, пришел с улицы промерзший, дрожащий, они знают, что делать: его надо переодеть в сухую одежду и отогреть. Когда ребенок не выспался, они знают, что ему надо поспать, и все будет в порядке. Если ребенок заболел, то его нужно лечить. То есть на все есть решение. А чем помочь капризному ребенку?
Все ли дети капризные от рождения? Или есть золотые дети, а есть и очень негодные дети? Или в каждом ребенке от рождения присутствует склонность капризничать? Я думаю, что все дети без исключения имеют склонность капризничать, кроме разве что Иисуса Христа. Он тоже был младенцем, был мальчиком, был подростком, но я думаю, что Он ни разу не проявил ни одного каприза.
Когда родители проявляют дисциплину, то они избавляют от капризов детей, ну а если не проявляют дисциплину, то дети вырастают капризными, и это большая трагедия.
Сегодня я хотел поделиться с вами этим Божиим словом. Тема моей проповеди: «Капризные дети Небесного Отца». Вы знаете, что капризы разрушают хорошую атмосферу вашего дома. Даже если у вас дети больные, все равно в доме может быть хорошая атмосфера: вы плачете, молитесь, это не нарушает внутреннего покоя, веры, надежды, такого хорошего чувства. Если ваши дети голодны, то это не так страшно, но когда они капризничают, то родители выходят из себя, они не знают, что делать. Бывает, что ничего не помогает.
Я раньше часто бывал в поездах и видел, что дети капризы выражают на родителях: они могут рвать их за волосы, стучать кулачками по лицу, пинаться, кричать на весь вагон, дергаться, и родители не знают, что делать. Ребенку, три-четыре года, а он ведет себя так, что весь вагон смотрит в его сторону, такой переполох поднимается. Капризные дети позорят своих родителей. Почему? Потому что если вы знаете человека и видите, что его дети капризные, то у вас теряется доверие к этому человеку и подрывается его авторитет. Если с годами его дети продолжают капризничать, то его авторитет совсем подрывается.
1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. Притчи 18:1
Вы знаете, что так же точно происходит в церкви. Когда в церкви много капризов, то люди соблазняются на такой церкви, но когда в церкви нет капризов, тогда очень хорошая атмосфера. Могут быть и больные люди и слабые, иногда могут быть и буйные люди, непокорные, но в Слове сказано: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5:14). То есть мы знаем, какие рецепты есть для слабых, для бесчинных, для малодушных, для больных, для ослабевших. В Библии есть рецепты. Это не нарушает атмосферы собрания, потому что у Бога есть рецепты, но вот капризные люди разрушают атмосферу в церкви, как и капризные дети нарушают мирный и спокойный уют семьи или дома. Я по этой теме хочу проследить по Писанию несколько капризных людей. Первые два человека, о которых говорит, благословляя, их отец: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их. В совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя. Ибо они во гневе своем убили мужа, и по прихоти своей перерезали жилы тельца. Проклят гнев их, ибо жесток; и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове, и рассею их в Израиле» (Быт. 49:5-7).
Вот такое благословение капризным детям. Вы скажете: «Брат Коля, где ты увидел здесь слово “капризные”?» Я посмотрел в словаре и увидел, что капризные – это прихотливые, а там, где слово «прихотливый», написано, что это капризные. То есть это слово взаимозаменяемое полностью, без каких-либо оттенков. Капризы и прихоти – это одно и то же.
25 На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол… Бытие 34:25
Итак, Иаков говорит, что они по прихоти своей перерезали жилы тельца. Симеон и Левий – это взрослые мужчины. Вы знаете, что они делали? Они входили в дома, врывались наполненные гневом, жестокостью, яростью и свирепством. Они ужасными чувствами были наполнены. Если было бы в доме и десять мужчин, то никто бы перед ними не устоял. Они врывались в дом, где были сильные, крепкие мужчины, а когда они выходили, то там оставались окровавленные изрубленные трупы. Это ужасная картина! Они рубили мечами налево и направо, пока не уничтожили весь мужской пол в одном доме, в другом, в третьем – это ужасная картина. Перед глазами у них стояла кровь. Они слышали вопли, стоны, вздохи, ужас, крики женщин, детей, но они продолжали и продолжали, пока до последнего дома не уничтожили все мужское население.
Иаков говорит, что причина этого – их прихоть. Откуда же эта прихоть взялась? Я думаю, что корни ее были в их доме, в их семье. Вы знаете, их мама Лия, она боролась со своей сестрой за обладание своим мужем. И когда Лия рождала своих детей, то она вкладывала в их имена особое понятие. Я прочитаю: «И зачала опять и родила сына, и сказала: Господь услышал, что я не любима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон. И зачала еще, и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой; ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий» (Быт. 29:33-34).
Посмотрите, какие чувства она вкладывала, называя своих сыновей – это чувства мести, горечи, обиды, соперничества, ревности, желание превосходствова. Я понимаю, что если это выражено в имени, то это чувство было всегда. Когда она их носила во чреве, у нее были эти чувства: чувства соперничества, обиды, огорчения, что она нелюбимая жена, и бедные ее дети будут тоже нелюбимые. Думаю, так и было. Когда они родились и стали подрастать, то Иаков не особенно любил этих детей.
Вы знаете, когда отец недолюбливает детей – это повод матери к особой жалости. Еще, когда отец недолюбливает детей, то он мало оказывает им внимания, а мать начинает их баловать. Как вы думаете, эти мальчики капризничали, когда росли? Я думаю, что да. Но если бы отец их любил и дисциплинировал, то все было бы иначе. Если бы мать понимала их будущее правильно, то она бы не делала им поблажек.
Я знаю, что и сегодня, когда отцы бросают свои семьи, уходят из дома, то матери начинают лелеять своих детей, баловать их очень. Все капризы их прощают, снисходят, жалеют своих детей и стараются изо всех сил, чтобы взлелеять свое дитя. А ребенок растет капризным и вырастает капризным. Вы знаете, что у маленьких детей маленькие капризы, но если их вовремя не отсекли, то вырастают большие люди с большими капризами.
И вот эти два человека, они были настолько капризные, что когда они узнали, что что-то произошло поперек их воле, то они, не задумываясь, схватили мечи и помчались быстро разобраться с теми людьми. Иаков, давая им благословение, сказал: «В совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя» (Быт. 49:6).
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням. 2-е Тимофею 4:3-4
Вы знаете, что когда есть капризные люди в церкви, то Бог о них то же самое говорит: «В совет их да не внидет душа Моя». Бог не желает иметь совета с капризными детьми, и Он говорит, что к собранию их не приобщится слава Моя. Слава Божия отходит от того собрания, где проявляются капризы Христиан. Это трагедия, это ужасно, а все начинается с малого.
Часть 2