Глава 5
ИЗБРАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ
Давайте сейчас вместе прочитаем 3-ю главу 14-й стих Евангелия от Марка: «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов». В этой серии воскресных проповедей мы от одного важнейшего события в жизни Христа переходим к другому. Мы видели 12-летнего Иисуса в Иерусалимском Храме на Бар-Мицве. Мы видели Его в 30-летнем возрасте, когда о Нем возвестил Иоанн Креститель. Мы видели Его в водах Иордана, когда Он крестился, Святой Дух сошел на Него в телесном образе в виде голубя. Мы видели Его в пустыне Иудейской, искушаемого дьяволом.
После искушения Иисус начал Свое служение: исцелял, учил, изгонял бесов. Собирались толпы народа. Десятки, сотни, тысячи людей следовали за Ним. Они смотрели на Него. Они слушали Его. Они ели хлеб. Они хотели силой захватить Его и сделать Его царем. Многие люди окружали Иисуса. Однажды Он послал на служение семьдесят учеников по двое. Но, как мы читаем, в Евангелии от Марка 3:14, из тысяч людей Он избрал себе двенадцать учеников, которых назвал апостолами. Они были специально призваны, обучены, подготовлены Самим Христом для важного труда в Царствии Божьем. Судьба всего мира была в руках этих людей. Если бы они потерпели неудачу, то все учение Христа, Его искупительная жертва – все это было бы тщетным. Потому что как возможно веровать в Того, о Ком не слышали? Если Христос хотел доверить труд людям, то эти люди должны быть очень надежными. Этот выбор Христа должен был быть очень важным. И если это было так важно тогда, когда Иисус избирал Своих 12 апостолов, то не менее важно сейчас, кто преподает в наших Воскресных школах, проповедует с наших кафедр и несет Благую Весть людям. Этот выбор не должен основываться на личности, умственных способностях, талантах или положении, которое занимал ваш отец или дед. Он должен быть основан на Божественном выборе и на том духовном потенциале, которым обладает ваша душа.
Кризис
Иисус избирал своих учеников, когда было тяжелое время. Об этом избрании мы читаем в Евангелии от Матфея в 10-й главе, от Марка в 3й главе, от Луки в 6-й главе. У Иоанна Крестителя тоже были ученики, которые предстали перед Иисусом на Иордане, когда Иоанн сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира».
Мы читаем о том, как Андрей находит своего брата Петра и приводит его к Иисусу. Мы читаем о Филиппе, как он находит под смоковницей своего брата Нафанаила и приводит его к Иисусу. Мы читаем об Иакове и Иоанне. Эти люди чего-то искали. Они не находили покоя в формальностях и пустоте официальной религии. В конце концов, они обратились к ревностному проповеднику в пустыне – Иоанну Крестителю, который призывал людей к покаянию, правильности и реальности. Они услышали призыв: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Если Вы руководите трудом на Ниве Божьей, то Вы должны иметь Божье призвание для этого. Иисус проповедует, находясь в лодке, принадлежащей Петру, когда Он говорит такие слова: «Петр, следуй за Мной, и Я сделаю тебя ловцом человеков». Он лично позвал его, лично! Иисус призывает Иакова и Иоанна, когда они чинят сети у моря. Он говорит им: «Следуйте за Мной». Он лично обращается к ним. Иисус находит Матфея, сидящего у сбора пошлин в Капернауме и просто говорит ему: «Следуй за Мной». Тогда Матфей оставляет все и следует за Христом. Он получил личное обращение. Конечно, звучит общий призыв для всего мира: «Всякий пусть приходит», но за этим следует личное обращение к сердцу каждого из нас. Это особый призыв на какое-то место, на работу, на труд Божий, который Вам предназначено выполнить. Когда мы обратимся к 14-му стиху 3-й главы Марка, избрание учеников уже завершено. Сегодня мы много слышим о призвании Божьем для каждого. И это так. Но те, кто действительно призван Богом на исполнение ответственного лидерского служения, должны иметь особый призыв от Бога. Этот труд нельзя исполнять по человеческому вдохновению.
Бог особенным образом призывает тех, кому Он желает дать особое поручение.
За этот труд нельзя приняться по собственному желанию. Это особое поручение Бога, которое требует Божьего призвания на этот труд. У Бога был только один Моисей, один Илия, один апостол Павел, и только двенадцать апостолов Агнца.
Бог особенным образом призывает тех, кому Он желает дать особое поручение. Если Вы ходили в Воскресную школу и в Церковь и умеете красиво выражать свои мысли, и у Вас есть достаточно денег, чтобы заплатить за обучение в Библейском Колледже, то это не значит, что Вы будете проповедником. Нет! Должен быть призыв Божий, огонь, горящий в сердце, который будет жечь вашу внутренность так, что Вы не сможете молчать.
Итак, Иисус должен был призвать 12 апостолов. Мы читаем, что всю ночь Он провел в молитве. Он взошел на гору и молился там всю ночь. Почему?
Потому что это избрание должно было потрясти мир, завоевать его, иметь огромное значение и важность. Здесь нельзя было ошибиться. Нельзя было избрать кого-то, потому что за него попросили отец или мать, или потому что он получил особенное образование. В Послании Евреям 5:4 говорится: «Никто сам собою не приемлет этой чести, (т.е. священства), но призываемый Богом, как и Аарон». Проповедниками людей делают не школы. Апостолами делают не школы. Апостолом может сделать только Бог. И в Церкви возникают проблемы, когда к этому служению приступает человек, не имеющий Божьего призвания. Служение, назначенное Богом и исполняемое Богом избранными людьми, является спасением для сегодняшней Церкви. При всей нашей сегодняшней любви к демократии давайте не будем забывать, что Бог призывает кого хочет и действует через кого хочет. Итак, Иисус молился всю ночь перед тем, как избрать себе двенадцать учеников. Этот выбор был определен не землей, а небесами. Иисус молился всю ночь.
Когда Бог избрал Давида
В Ветхом Завете есть прекрасное параллельное место. Оно записано в 1-й книге Царств 16-й главе. Это захватывающее место Писания. Самуил был послан Богом, чтобы избрать царя из сынов Иессеевых. И вот один за другим молодые, статные, крепкие богатыри – сыновья Иессея – были призваны по одному. Самуил смотрит на них. Первым был Елиав. Вот так богатырь! Самуил решил, что именно он будет царем. Но Бог сказал: «Нет, позови другого». Приходит следующий брат, Аминадав, который тоже выглядит внушительно, его грудь украшена боевыми наградами. Но Бог сказал: «Нет, Самуил, это не он». Приходит третий сын, Самма, его внешность также говорила о том, что он рожден быть царем. Но Бог сказал: «Нет, это не он». Итак, один за другим проходят семь сыновей Иессея. «Нет, это не он», – говорит о каждом Бог до тех пор, пока Самуил не сказал: «Иессей, наверное, у тебя есть еще один сын». «Да, – говорит Иессей, – есть еще один мальчишка, подросток. Мы не стали его сюда звать. Он на лугу, пасет овец». Тогда Самуил ответил: «Так давайте же подождем, пока он придет». Когда Самуил посмотрел на юношу Давида, Бог сказал: «Это он. Помажь его царем. Бог избрал его».
Ах, как это важно в труде для Царства Божия, что этот выбор делается не человеческими комитетами, но Сам Бог обращается к сердцу человека. Никакой, специалист по кадрам, никогда бы не дал свою рекомендацию этим двенадцати, которые стали апостолами. Возможно, они бы порекомендовали Иуду Искариота, который происходил из аристократической семьи. Из двенадцати лишь он один имел столь благородное происхождение. Он хорошо разбирался в бухгалтерии и обладал восприимчивым разумом. Он был человеком идеи. Думаю, что Иуда Искариот был рекомендован кандидатом в апостолы. А что же остальные? Немногословный Андрей, который расспрашивал мальчиков, принесли ли они с собой что-нибудь на обед. Темпераментный Петр, который всегда был готов вначале воспользоваться языком, прежде чем разумом. Иаков и Иоанн с репутацией возмутителей покоя. Если бы они жили сегодня, то они, конечно бы входили в банду мотоциклистов и носили бы кожаные куртки. Они были «сыны Громовы». Матфей был настоящей загадкой, ненавидимым всеми сборщиком податей, который служил римлянам. Еще Симон Зилот, который был борцом за свободу на холмах Галилеи, он старался выдворить римлян за пределы страны. Затем меланхолик Фома, видевший все в темном свете. Если бы он был членом официального комитета, то именно он сказал бы, что ничего не получится. Полностью весь список имен апостолов приведен в 3-й главе Евангелия от Марка, в 6-й главе Луки и 10-й главе Матфея. Петра, который был непостоянным, Бог сделал человеком-скалой. Андрей – немногословный брат Петра. Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы и сыновья Громовы.
Серьезный в исследовании Филипп, о котором в 14-й главе Иоанна пишется, что он сказал:
«Господи, покажи нам Отца и довольно для нас». Нафанаил, который тихо размышлял, сидя под смоковницей. Фома, известный нам, как сомневающийся, но впоследствии сделавший самое выдающееся из всех признание. До того как зашло солнце, он пал ниц перед воскресшим Христом, говоря: «Господь мой и Бог мой». Был также Матфей, мытарь, сборщик налогов. Был Иаков, сын Алфеев. Был Фаддей или Левей или Иуда не Искариот. Был Симон Зилот. И наконец, Иуда Искариот, который однажды предал Христа.
Законодательство равных возможностей
Иисус избрал себе учеников. Что за разношерстная команда! Только представьте себе, что Иисус избирал бы себе учеников в соответствии с сегодняшними требованиями вакансий. По крайней мере, половина из них должна была быть женщинами. Кроме того, туда должны были бы войти представители различных меньшинств. Хотя бы один инвалид, возможно в инвалидной коляске. Вы делаете Божье дело не основываясь на этом.
Вы делаете это, лишь слушая голос Небес и исполняя волю Божью. Это единственное, что нужно иметь в виду. Иисус избрал учеников на основании воли Божьей. Он избирал их, руководствуясь их духовным потенциалом, который знал только Бог. Иисус не стремился казаться политически корректным. Иисус был полностью равнодушен к человеческим требованиям социального статуса. Он поставил рядом с собой презренного мытаря, который, возможно, спал с ним на одной кровати ночью, и борца за свободу. Один из них был на службе у ненавистных римлян, а другой был готов отдать жизнь за то, чтобы свергнуть их власть. Только представьте, сколько стычек было между этими двумя! Иисус избирал молодых людей, которых все считали «взрывоопасными». Он избрал Петра, который смог бы вполне выполнить роль сурового сержанта, командующего взводом. Если Вам хочется узнать, что бы Иисус сделал с Вами, рассмотрите личности этих учеников и узнайте, что Он сделал с ними. Как Он трудился над ними, воспитывал их, делал их подобными Себе до тех пор, пока мир не стал обязанным этой группе людей больше, чем кому бы то ни было на протяжении всей истории человечества. Откуда Бог только не поднимает Своих детей! Вот отрывок проповеди, сказанной Джипси Смитом много лет назад:
«Посмотрите на этого моряка – пьяного, грязного, нечистого языком и душой, всем безразличного, никому не нужного. Бог увидел его и спас его, его имя – Джон Ньютон, поэт и проповедник. Бог увидел проповедника и богослова в этом пьяном моряке.
Видите ли этого вечно бранящегося медника, который сам о себе говорил, что, когда соседи слышали его брань, они с содроганием спешили прочь от него. Никто не хотел знать его. Но Бог увидел его и спас. Его звали Джон Буньян, бессмертный сновидец. Вы бы никогда не увидели «Путешествия Пилигрима» в этом бранящемся меднике. Бог увидел этого бармена, продающего пиво в кабаке, принадлежащем его брату в Глочестере. Бог увидел его и спас, его имя было Джордж Уитфилд, замечательный проповедник. Посмотрите на этого продавца обуви в Чикагском магазине, которого Бог увидел и спас. И когда Он решил спасти Его, то этот юноша посвятил себя служению в Церкви, будучи ее рядовым членом. Они считали его таким незначительным, что подвергли его 12-месячному испытательному сроку. Имя этого парня – Моуди. А Моуди, взяв одной рукой Америку, а другой Англию, повел их ко Кресту».
Бог призывает вас
Где только Бог не находит Своих детей! Может быть, Он нашел Вас без Церкви, без Библии, когда вы шли своим путем, перепробовав все запретные плоды. Но Он нашел вас и позвал. Он может Своей силой, Своей властью и Своим Духом сделать вас такими, какими Вы должны быть. Что должно было произойти с двенадцатью учениками? Иисусу нужно было избавить их от их предрассудков. Он должен был рассказать им о Божьем характере, об истинной праведности. Ему нужно было открыть их разум и сердце, чтобы они познали Отца и Сына лично, напрямую и в действии. Он должен был искоренить их личные амбиции и наполнить их желанием быть благословением для других, даже если это стоит им жизни. Он должен наделить их Духом Святым и послать их в мир, чтобы они излучали любовь Христову. Иисус сделал это для них, для всех, за исключением падшего Иуды. Этот Иуда не желал быть глиной в руках Горшечника. Но всякого, кто желал этого, Иисус преобразовывал, лепил, делал сосудом чести для Своей Славы. Он может сделать это и с Вами. Он хочет сделать это с Вами. Это Он хочет сделать и со мной. Впервые встретившись с Петром, Иисус сказал: «Ты Симон, Кифа. Ты будешь камнем». Он взял Иоанна, сына Громова, и сделал его апостолом любви. Сомневающегося Фому Он сделал великим благовестником для миллионов людей в Индии.
«Его сила сделает тебя таким,
каким ты должен быть.
Его кровь очистит твое сердце и освободит тебя.
Его любовь наполнит твою душу, и ты увидишь,
Что было лучше для тебя,
что Он провел тебя Своим путем»
Взгляните на текст, записанный в Евангелии от Марка 3:14. Он избрал двенадцать. Избрал –означает назначил. Избрал их, призвал. Мы думаем о Божьем призвании. Он избрал двенадцать, чтобы они были с Ним, чтобы они с Ним общались, чтобы наблюдали за Ним, чтобы они учились у Него, чтобы они подражали Его примеру, чтобы Он послал их проповедовать, исцелять больных и изгонять бесов.
Призвание Христа, общение с Христом, Его великое поручение – три стратегических направления. Сейчас мы не апостолы, но все мы должны понимать, что такое Божественное призвание, общение с Ним – Великое поручение нашего Господа Иисуса Христа.
За прошедшую неделю несколько сотен человек встретились с Христом в этой замечательной Церкви. На евангелизационных собраниях – множество людей! 450 человек приняли решение служить Господу, посмотрев спектакль «Небесные врата и пламя ада». 600 человек изъявили желание, чтобы за них молились, потому что они желают принять Господа или вернуться к Нему. Это чудесно! Все Вы, кто недавно уверовал в Господа, услышали эти слова: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», – и ответили на эти слова. Вы услышали призыв Христа:
«Следуй за Мной». Вы начали свое следование за Ним. Было бы печально, если бы Вы думали, что все христианство заключается только в этом. Какой урон мы наносим христианству, когда ограничиваем его лишь богослужением и призывом к покаянию. Это лишь самое начало! Это лишь выстрел к началу забега. Теперь Христос желает преобразовать Вас, изменить Вас, наставить, научить и дать Вам силу и сделать Вас посланниками от Его имени. Сказал ли Иисус: «Следуйте за Мною, и Я возьму вас в небеса»? Нет! Хотя Он, несомненно, сделает это. «Следуйте за Мною, и Я сделаю Вас ловцами человеков». Иисус призывает нас к Себе, чтобы мы начали учить других тому, что Его Царство должно умножаться.
Иисус призвал Своих учеников в начале Своего служения. В конце Своего служения мы видим, как Он молится (Иоанн 17-я глава) – первосвященническая молитва Христа. В этой молитве Он говорит Отцу о Своих учениках. Он говорит: «Господь, Ты дал Мне их. Я дал им Слово Твое. Я сохранил их по слову Твоему. И как Ты послал Меня, Я послал их в мир». Это делает Христос для каждого из нас. В Своей великой молитве Христос говорит: «Они прославили Меня. Мир поверит их Слову. Вот что Христос хочет от нас – чтобы мы прославили Его, чтобы мы свидетельствовали о Нем всему миру.
Что же Он делает для нас? Он хранит нас Своей силой, благословенно имя его. Он молится за нас. Он дает нам Свое Слово и открывает для нас Бога. Как чудесно быть чадом Божьим, учеником Иисуса Христа. Несколько лет назад наши братья из Швеции посетили Виннипег. Они тогда пели одну песню, которая мне очень запомнилась.
Я помню эти слова:
«Иисус, действуй через меня,
Господь, не откажись от меня.
Есть труд, который я могу делать.
Даже если он не такой почетный,
Помоги моей воле смириться.
Хотя труд велик, я буду делать его для Тебя».
Бог хочет действовать через вас и через меня!
Г. Г. Барбер “Иисус – Господь!”