Глава 5
ИОНА
От Бога не убежишь
Иона это человек, который пытался убежать от Бога! Прочитаем отрывки из этой короткой книги. Иона 1:1: «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: «Встань, иди в Ниневию, город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иопию и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться».
2:1: «И велел Господь большому киту проглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи».
2:2: «И помолился Иона Господу Богу Своему из чрева кита».
2:11: «И сказал Господь киту, и он изверг Ионуна сушу».
3:1 — 2: «И было слово Господне к Ионе вторично: «Встань, иди в Ниневию — город великий и проповедуй в ней, что Я повелел тебе».
4:1: «Иона очень огорчился этим и был раздражен».
В этой серии воскресных утренних проповедей о малых пророках все проповеди необыкновенно драматичны. Осия и его неблагополучная женитьба. Иоиль и армия саранчи. Амос и его властное обвинение народа в грехе и отступничестве, нищета в Израиле, из-за того, что народ оставил Бога. Авдий и суровый суд, произнесенный им на Исава, землю Едомскую. Но среди всех малых пророков самой драматичной является книга Ионы. Это короткая книга — 48 стихов, 985 русских слов. Это величайшее классическое миссионерское повествование во всей Библии. Это настоящий литературный шедевр. А.М. Годгинс сказал: «Это прекрасная история, описанная в столь кратком отрывке». В действительности, это не пророчество, хотя так построено. Книга уникальна, и это подтверждает, что Господь желает обратить каждого человека от эгоизма и фанатизма к состраданию этому миру и кротости сердца.
Духовное путешествие
Эта коротенькая книга в 48 стихов является не столько проповедью, сколько исповеданием. Это повесть о духовном странствии Ионы. Надеюсь, что вы не так сильно увлечены мыслями о ките. Главным героем книги Ионы является Бог. Суть книги Ионы — сострадание Бога к миру и Его благодать к народу. Томас Джон Карлэй писал об этой книге: «Я был так увлечен происходящим во чреве кита, что не заметил того, что происходило в самом Ионе». Эта книга как раз о том, что происходило в сердце Ионы, и Бог желает, чтобы то же самое произошло в вашем сердце.
Г.Кэмпбэл Морган сказал, что здесь, в этой книге, мы явственнее, чем в других Ветхозаветных книгах, слышим мелодию, звучащую в словах, записанных в Ев. Иоанна 3:16.
Иона — великий прообраз Иисуса Христа. Трижды в Евангелии Иисус ссылается на Иону, говоря: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»(Мтф. 12:39, Лк. 11: 29, Мтф. 16:4). Иисус показывает, что образ Ионы — это великое подтверждение того, что Он тот, кем себя называет, Христос, Сын Божий. Книга Ионы это повесть о том, как Бог вкладывает в сердца проповедника желание поделиться Божьей любовью со всем миром.
Бог не избирает себе какой-то определенный круг людей. Все люди: черные, белые, красные, желтые — драгоценны в Его очах. Иисус любит всех людей в мире. Иона напоминает многих из нас. Он думал, что Богу угодно отвечать на подобные молитвы: «Благослови меня и мою жену, моего сына и его жену, нас четверых и все». Богу важен каждый человек. Богу важен тот, кто живет в глубинке. Для Бога важен человек, который ходит в потертых брюках, и также тот, кто одевается по последней моде. Для Него важны все, повсюду.
Старший Брат
Ветхозаветный Иона является старшим братом Нового Завета. Помните, когда блудный сын возвращается из далекой страны, старший брат отказывается радоваться. Тогда отец говорит: «Сын, все, что я имею — твое. Это мой сын, который пропадал и нашелся. Будем веселиться». Итак, Иона не стал веселиться, когда потерянные грешники покаялись и возвратились к Богу. Теперь немного истории этой книги. Ассирийская империя переживала свой взлет, что несло гибель Израилю. Ассирийцы славились своей жестокостью и варварством. Им ничего не стоило снять с врага живьем кожу, отрубить руки, уши, отрезать языки. Они стали известны благодаря жестокости и варварству. Израиль много потерпел от них. Иона пророчествовал о победе Израиля над своим давним врагом. Об этом можно прочитать в Царств 14:25. Благодаря этой победе, и подтверждении этого пророчеством Ионы, он был почитаем и любим в народе.
Можно сказать, что величина ненависти Ионы к Ниневии была мерой его любви к Израилю. Иеровоам второй стоял на царстве, а Иона был «придворным проповедником» и служителем, пастырем всего народа — прекрасным, одаренным проповедником, красноречивым, популярным и успешным во всем. И на самой вершине его служения Бог говорит ему: «Иона, Я хочу, чтобы ты шел в Ниневию и проповедовал там покаяние. Через 40 дней она будет уничтожена». Иона отвечал: «Это самое лучшее, что я слышу. Я только хочу взглянуть, как Ты изольешь на них Свой гнев». Бог сказал: «Нет, постой, Иона. Я милосерд, я люблю всех людей, нет Моей воли, чтобы кто-нибудь погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Я хочу, чтобы ты пошел, предупредил нине- витян, что если они не покаются в своих грехах, то придет суд». Тогда Иона сказал: «Господи, только не я! Ты ошибся. Пусть идет другой. Я не могу сделать этого». Бог сказал: «Ты должен идти в Ниневию».
Иона боролся, потерял сон. Он боролся. Каждый раз он начинал молиться и … «Иди в Ниневию». Каждый раз он открывал свою Библию и… «Иди в Ниневию». Каждый раз, когда он становился на проповедь, голос Божий звучал в его ушах и в сердце: «Ниневия… Ниневия…Ниневия…» Иона не мог больше этого вынести. Он сказал: «Я ухожу. Я сдаю свои полномочия. Он сообщил церкви о своей отставке. Он передал им церковь и отправился в Иоппию. Он отдал плату за провоз, чтобы отправиться в Фарсис. Наверное, он изучил все маршруты и нашел местечко, куда можно добраться на корабле — на дальнем побережье Испании. Он думал: «Не буду больше проповедовать, это слишком нелегкое занятие. Бог заставляет меня делать то, чего я не хочу». Итак, он оставил все и отправился в Иопию. Теперь он не боялся насмешек Ни- невитян, об этом ничего не написано. Он не страшился гонений, стрел и уз. Он просто не желал идти в Ниневию, потому что не хотел, чтобы они покаялись. Он хотел, чтобы они погибли. Бог говорит: «Нет Моей воли, чтобы кто погиб». А Иона желает гибели своих врагов. Иона нуждался в Божьем сердце. И вся книга — рассказ о том, как Бог дал Ионе такое сердце.
Плата
Он отдал плату. Вы заметили это? Вы всегда платите, платите и платите, когда пытаетесь убегать от Бога. О, как расплачиваются люди! Они расплачиваются ценой утраченного мира в сердце, смысла, а порой здоровья. Теряют любимых, семьи. Теряют благословение. О, как платят люди за то, что желают убежать от Бога. Кто-то, возможно, говорит в своем сердце: «Это действительно так. Я пытался делать это неделями, месяцами, годами. Проповедник, скажи им, чтобы они не пытались убежать о Бога. Им придется заплатить самую дорогую цену».
Вот что сказал Дональд Грэй Барнхаус о том, что Иона отдал плату, чтобы отправиться в Иоппию: «Всегда, когда вы пытаетесь убежать от Бога, вы никогда не попадете туда, куда хотите. И вам всегда нужно отдать плату. Напротив, когда вы идете туда, куда Бог посылает вас, вы всегда попадаете по назначению. А платит Господь». Ужасна плата, если вы идете своим путем, а не путем Господним.
В книге Ионы записаны удивительные вещи. Великий город Ниневия площадью 602 миль и стены 30,5 метров высотой, такие широкие, что по ним могли бок о бок проехать 3 колесницы. Огромное население. В книге Ионы говорится, что там было 120 тысяч детей, не умеющих отличить правой руки от левой. Требовалось 3 дня, чтобы пересечь всю Ниневию пешком. Это был великий город по своим размерам, населению, античности. Он был основан Нимродом. Величественные строения, храмы, искусство, укрепления и… жестокость — великий город. В книге также говорится о крепком ветре. Любовь посылает великие бури в нашу жизнь, чтобы показать, как безрассудно восставать против Бога. Путь Господень благ, совершен и приятен. Путь грешника тяжек. Нам нужно уразуметь это. Крепкий ветер. Бури, которые приносят в нашу жизнь любовь.
Большая рыба. У Бога много способов, чтобы обуздать вас, соблюсти, вернуть к действительности. Бог может использовать рыб морских. Он может использовать осла, чтобы обличить безумие пророка. Бог многими способами может наблюдать за вами, и учить, что Его путь самый правильный.
Великая Благодать Божия
Самым прекрасным в книге Ионы является Благодать Божья. Кит не является действующим лицом. Здесь Бог — действующее лицо. Это Он ведет работу в сердце и жизни Своего непокорного, своенравного пророка, проповедника, слуги, чтобы привести его к состраданию, которое испытывает к нам Бог. Иона начинает понимать, от Бога убежать совсем нелегко. Некоторые думают, что это очень просто, проще всего. Что вы можете оставить Бога и нисколько не скучать о Нем. Это не так. В 138 псалме говорится, что если я возьму крылья зари и переселюсь на край моря, то и там Его рука поведет меня и удержит меня Его десница. Это самое трудное — убежать от Бога, потому что Бог слишком любит вас, чтобы отпустить от Себя. Он бьет всякого сына, которого принимает. Почему? Потому что Бог любит вас. Поэтому Он не хочет вас отпустить. Заметили ли вы, читая книгу Ионы, что когда сделалась великая буря, и корабельщики были в отчаянии и жребий пал на Иону, они спросили его: «Кто ты? Какое твое занятие?» Он сказал: «Я еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу». Обратили ли вы внимание, что это произошло лишь тогда, когда они действительно устрашились? Они сказали: «Что же нам делать? Наверное, это не простая буря, что же нам сделать, чтобы угодить Богу?» Он сказал: «Возьмите меня и бросьте в море».
Почему Иона не сказал: «Разверните корабль и вернитесь в Иоппию. Я все понял. Я покоряюсь Богу. Я сделаю то, что Он хочет. Я пойду туда, куда хочет Он». Почему он так сказал? Потому что был настолько упрям, что скорее бы согласился умереть, чем выполнить то, чего хотел Бог. Встречали ли вы когда-нибудь подобных людей?
Итак, они взяли его и бросили в море. Бог повелел огромной рыбе, киту, впрочем, это неважно, сохранить Своего слугу — Иону. И дал Ионе время поразмыслить над тем, как глуп он был, стараясь убежать от Бога. И там, во чреве кита, с морской травой, обвитой вокруг головы (так написано во второй главе), находясь в таком положении, он начинает молиться.
Молиться не поздно
Молиться не поздно никогда. Вы говорите: «Но если я узнал, что всеми силами сопротивлялся воле Божьей в моей жизни. Услышит ли Бог меня?» Конечно. Он услышит вас! Близок Господь к призывающим Его. И даже если вы находитесь в таком незавидном положении как Иона, в глубинах моря, во чреве кита, если вы взываете к имени Господнему, друзья мои, Он услышит и помилует вас. Затем Бог проговорил к рыбе, и она извергла Иону на сушу. Я думаю, это случилось где-то поблизости от Тель-Авива. Если вам случится побывать в Израиле, вы сможете отыскать это место. Иона, спотыкаясь, брел по берегу еле живой, потемневший от желудочного сока рыбы.
Я думаю, что в его церкви уже готовились к траурному служению. В то время, как он совершал это подводное плавание по Средиземному морю, корабельщики за эти три дня вернулись в Иоппию, чтобы осмотреть, починить судно и взять новый груз. И они сказали: «Иона погиб в море». Это слово дошло до его церкви и до Ниневии. Я думаю, что помощник пастора должен был бы проповедовать. Наверное, он уже готовился к проповеди. Возможно у них уже была напечатана программа и уже начиналось служение, когда на пороге, спотыкаясь, показался Иона, больше походивший на пришельца с того Света.
Повиновавшийся, но непокоренный
Он отправляется в Ниневию, где его считали погибшим в море. И вот он идет по улицам Ниневии. Как сильна его проповедь! Здесь сокрыта тайна. Если бы я знал силу воскресения Христа, я бы легче смирился с его смертью. Если бы я почитал себя совершенно мертвым для греха, я бы был жив для Бога. Здесь есть глубокое духовное значение. Тот, кто умер со Христом, кто распял свою плоть со страстями и похотями, может быть использован Богом с великой силой. И вот Иона говорит ниневитянам: «Еще 40 дней и Ниневия будет разрушена». Это слышит царь. Он надевает вретище и садится на пепел. Он постится и издает указ, где повелевает, чтобы все пребывали в посте и молитве и покаялись в своих грехах. И когда они сделали это, Библия говорит нам, что Бог пожалел их, Он изменил Свое решение. Почему? Потому что Бог Себя отречься не может. Потому что Он верен Своему слову. Потому что «Всякий, кто призовет имя Господне — спасется».
Когда вы оставляете свои грехи или возвращаетесь к Богу после отступничества, Он простирает к вам руки, чтобы принять блудного сына, вернувшегося из дальней страны. Вот Какому Богу мы служим. Это любящий и благой Бог! Бог сострадания и прощения! Вы скажете, пастор Барбер, мне нужен именно Такой Бог. Это именно Тот Бог, Которого я вам проповедую. Он богат милостью. Он любит и прощает. Неважно, где вы были, какие грехи совершали, вы говорите: «Я совершил непростительный грех, но теперь нуждаюсь в Господе». Если вы желаете встречи с Господом, то вы не совершили непростительного греха. Это Дух святой дает вам желание пережить встречу с Господом. Если у вас в сердце есть хоть капля раскаяния, это говорит о том, что Дух святой ведет вас к Спасителю. Если вы воззовете к нему, Он спасет вас. Он благословит вас. Иона был свидетелем самого большого пробуждения в этом городе, записанного в Библии, и, наверное, самого большого в церковной истории. Целый город покаялся и воззвал к Богу. Но Иона не доволен. Он — талантливый проповедник, но проповедует лишь потому, что у него нет выбора — он действует как наемник. Бог был с ним, побуждал его, до тех пор, пока он не сказал: «Хорошо, я сделаю, то, что ты хочешь, но я действительно не хочу этого делать». После своей проповеди он садится у стен города, надеясь, что с небес спадет огонь и пожрет город.
Необходимо обращение
Ионе нужно было обращение. Человек должен испытать это трижды. Первое обращение — от неверия к вере. Второе — от эгоизма к жизни, в центре которой находится Бог. И третье — от любви к себе, к любви к целому миру и любви Божией.
Вы спасены от греха. Прекрасно! Является ли Христос не только вашим Спасителем, но и Господом?.. Пусть Он будет вашим Господом!
Когда вы приняли Иисуса Своим Господом и Спасителем, вам нужно новое обращение — к любви и состраданию этому погибающему миру, этим людям вокруг нас. Рассказ об Ионе, это рассказ непокорности воли. Иона хотел сказать Богу, куда ему нужно идти, он хотел сказать Богу, кого Он должен благословить. Он злился на Бога. Он не соглашался с Ним. А вы когда-нибудь злились на Бога? Вы когда-нибудь не соглашались с Ним? Большинство из нас скажут: «Да».
Твои грехи прибиты ко кресту, но с Богом ли твое сердце?
Почитаешь ли ты все тщетою ради Христа? С Богом ли твое сердце?
Иона был человек Божий, на том месте, куда его поставил Бог, и делавший то, что желал Бог, но без расположения сердца, без Божьей любви к окружающим. Каждому из нас необходимо общение и сострадание. Итак, мы должны переживать об окружающих, любить их любовью Господа.
«Люби этот мир через меня, Господь, эти разбитые сердца
Твоя любовь явлена Твоей смертью, излей любовь в мое сердце».
Возможно, Иона стал человеком по сердцу Божьему. Он не рассказывает нам об этом. Возможно, он позволил Богу изменить его сердце, научив его состраданию.
МОЛИТВА:
«Небесный Отец, я слишком похож на Иону. Я предпочитаю идти своими путями и полагаться на себя. Прости меня. Сделай меня подобным Иисусу. Дай мне сердце как Твое, Господь. Сострадающее сердце. Сердце, которое плачет с плачущими, поднимает упавших и говорит им об Иисусе, могущем спасти. Господь, исполни твою церковь состраданием к этому гибнущему миру. Время идет к концу. Иисус грядет. Нам нужно делать скорее то, что мы делаем. Господь, дай нам любовь к нашим душам. Услышь нас. Аминь».
Г.Г. Барбер