Глава 11
ИИСУС И ПИСАНИЕ
Сегодня мы будем читать Евангелие от Иоанна 5:39.
«Исследуйте Писания, ибо вы через них думаете иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».
Мы с вами живем в век научного прогресса. Но и одновременно в век разнообразных предрассудков и готовности поверить во что угодно. Кажется, что люди сегодня готовы верить чему угодно, но только не Библии. Многие компании сегодня собирают своих сотрудников, усаживают в круг в позе «лотоса» и стараются вступить в связь с их психоисточниками для получения силы и мудрости. Удивительно! Невероятно!
В христианстве всегда существовала эта напряженность между призывом оставаться в том, что основательно и надежно, и стремлением к познанию нового и неизведанного. В этой серии проповедей о жизни Христа мы уже встречались с Ним, когда Он в 12-летнем возрасте принимал Бар-Мицву, когда Он крестился в Иордане, терпел искушение в пустыне, был на Святой горе, об этом мы говорили в наших беседах. Сегодня мне бы хотелось поговорить об отношении Иисуса к Писанию. Пожалуй, основная опасность для христианской церкви скрыта в том, что мы недооцениваем Писания, ищем для себя другие источники информации и вдохновения. Мы желаем получить новое слово для нового времени. Услышать новый голос. Итак, мы спросим, к чему же обращался Иисус как к авторитетному источнику власти? Ответ четок и ясен. Иисус обращался к Писанию. Он говорил: «Исследуйте Писания», «Писание непоколебимо». В этом, как и во многом другом, Он дает нам прекрасные примеры для подражания.
Позвольте спросить вас, что для вас означает Писание? Является ли оно для вас окончательной точкой во всяком споре? Или же Библия является лишь еще одним голосом среди множества голосов? Может ли что-нибудь – голос ангелов, пророческое слово, видение, иные языки, истолкование языков, современные апостолы, – добавить что-либо к Писанию? Если Библия говорит одно, а ваше личное откровение – совсем другое, как вы думаете, чему нужно поверить? Давайте посмотрим, с каким почтением Иисус относился к Писанию. Обратим внимание на Его свидетельство о Божественном авторстве Писания. Посмотрим, как Он обращался к Библии, к Священному Писанию как к единственному источнику власти. Затем посмотрим, как все это говорит о том, что нет иного источника власти.
Иисус и Библия
Я посвятил несколько часов исследованию всех четырех Евангелий – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, чтобы увидеть, как часто наш Господь обращается к Писанию, как Он относится к нему. Я обнаружил несколько замечательных стихов. Как часто в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки, Иоанна встречаются места, где авторы говорят о том, что сказал или сделал Иисус, и отмечают, что это произошло, чтобы исполнилось Писание. Цитируются места из Ветхого Завета. Я не старался найти в Евангелиях Матфея, Марка, Луки и Иоанна, что именно сделал Иисус. Я лишь искал ссылки на то, как Иисус использовал Ветхий Завет.
Сейчас давайте вместе (если перед вами открыта Библия) обратимся к Евангелию от Матфея. В пустыне, будучи искушаем, Иисус трижды цитирует слова из Второзакония, отвечая дьяволу. Он постоянно повторяет: «Написано. Написано. Написано». Меч духовный есть Слово Божье, и Иисус использует этот меч, чтобы поразить дьявола в пустыне. В Нагорной проповеди Иисус сказал: «Я не пришел, чтобы нарушить закон, но чтобы исполнить». Он сказал: «Небо и земля прейдут, но ни одна йота и не одна черта из Закона не прейдет, доколе не исполнится все». Он подчеркивает значимость «заповедей сих малейших». Иисус серьезно относился к Писанию.
Когда Его спросили о браке, Он обратился к Писаниям Моисея.
В 7-й главе Евангелия от Матфея Иисус говорит, что в золотом правиле «поступайте с другими, как вы хотите, чтобы поступали с вами», содержится весь закон и пророки. В 8-й главе Он настаивает на том, чтобы очистившиеся прокаженные исполнили все требуемое законом об очищении. В 8-й главе Он упоминает об Аврааме, Исааке, Иакове. Он говорит, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Божьем, а сыны Царства будут ввержены в геенну. В 10-й главе Иисус подтверждает Библейскую историю о Содоме и Гоморре, Тире и Сидоне. В 11 главе на сомнения Иоанна Крестителя Он отвечает, цитируя пророчество Малахии. Он подтверждает историю о Давиде и хлебах предложения. В 12-й главе Он говорит о Соломоне и царице Савской. Он упоминает в 12-й главе о знамении Ионы пророка, которое дастся нынешнему поколению. В 13-й главе Евангелия от Матфея Иисус рассказывает притчу о сеятеле. Он говорит, что семя есть Слово Божье. В 17-й главе Он говорит, что пророчество об Илии исполнилось в Иоанне Крестителе. В 19-й главе, на вопрос о разводе, Он направляет людей к Моисею с помощью вопроса: «Разве вы не читали Писание?» Он обращает внимание богатого юноши на десять заповедей. «Как читаешь?» – спрашивает Иисус. Очищая храм, Он сказал: «Мой Дом Домом Молитвы наречется». Когда дети кричали «Осанна!» при торжественном въезде Иисуса в Иерусалим, Он цитировал пророка Исайю, что из уст младенцев будет звучать мудрость.
В 21 главе Матфея звучит вопрос: «Разве вы не читали?» Говоря о реакции Своего народа на Его учение, Иисус говорит: «Разве вы не читали, что камень, который отвергли строители, сделался главою угла?»
Когда Его спросили о женщине, которая имела семь мужей: «Чьей женой будет она по воскресении?» Иисус отвечал: «Не знаете ни Писаний, ни силы Божьей. Моисей писал, что Бог есть Бог Авраама, Исаака, Иакова. Он не есть Бог мертвых, но живых». Другими словами, смерть не является окончанием существования человека. Тело Авраама возможно где-то лежит в земле, но сам он жив и находится в присутствии Бога. И нет ничего странного в том, что все люди и ученики дивились Его учению. Лишь на одном глаголе Иисус основал величайшую истину Своего учения.
Слова вдохновения
Верил ли Иисус, что слова Писания могут вдохновить? Несомненно. Он верил, что каждое слово в Писании является богодухновенным. Иисус обращается к 119 Псалму, где Давид в духе называет Иисуса Господом. Он говорит о крови Захарии и Авеля в 23 главе. В 24 главе Он цитирует пророка Даниила, говоря о мерзости запустения. Кроме этого, в 24 главе Он говорит, что времена Ноя повторятся. Дважды в 24 главе Он говорит «Написано», предсказывая, что Ему надлежит умереть, что овцы рассеются, когда будет поражен пастырь. В 26 главе Он обращается к пророчеству Даниила, говорящем о Сыне Человеческом, грядущем на облаках. Иисус неоднократно повторял слова из Писания, умирая на Голгофском кресте.
Мы говорим об отношении Иисуса к Писанию. Он полностью полагался на Писание, и это является примером для всех нас. Чем для вас является Библия? Является ли она для вас основным руководством для жизни и веры? Или вы обращаетесь к ней лишь изредка, когда у вас есть настроение это сделать?
У меня сейчас недостает времени, чтобы полностью просмотреть Евангелия от Марка и Луки, но давайте на мгновение обратимся к Евангелию от Иоанна 3:14. «Моисей вознес змия в пустыне», – говорит Иисус. Я читаю Иоанна 5: 39 – «Исследуйте Писания. Они свидетельствуют о Мне». 45 стих говорит: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне». В 6 главе, говоря о манне, Он произносит: «Моисей дал вам хлеб с небес». В 7-й главе : «Моисей дал вам закон. Моисей дал вам обрезание». В 8-й главе Он называет народ детьми Авраама. Он говорит об Аврааме: «Авраам видел Мой день». В 10 главе Иоанна Он говорит: «Писание непоколебимо», а в 15-й главе: «Да исполнится Писание, возненавидели Меня напрасно», в 17-й главе – «Слово Твое есть истина».
Не менее 10 раз в Евангелии от Иоанна Иисус говорит «Написано», или «Не написано ли?», указывая людям на авторитет Писания. Около шести раз в этом Евангелии Иисус говорил: «Разве вы не читали?» – настаивая на том, чтобы люди обращались к Библии как основному источнику.
Иисус и Писания! Он постоянно обращался к Писаниям как к авторитетному источнику. Он пользовался Библией в борьбе с дьяволом. Он пользовался Библией для того, чтобы подтвердить, кем Он является. На все вопросы, которые Ему задавали, Он давал ответы на основании Библии. «Так говорит Писание», – постоянно повторял Он. Иисус говорил: «Исследуйте писания, Ибо через них вы думаете иметь жизнь вечную».
Чувства или Слово Божье?
Обратите внимание, что Иисус не говорил: «Обращайтесь к своим чувствам». Иисус не сказал: «Проведите опрос общественного мнения». Иисус не сказал: «Ищите повсюду, и найдите какого-нибудь современного пророка». Иисус не сказал: «Свяжитесь с вашим духовным проводником». Он не говорит: «Посетите семинар, на котором вы узнаете, что Бог сегодня говорит Церкви». Иисус говорит: «Исследуйте Писания». «Писание непоколебимо». «Все должно исполниться».
Когда Иисус приводил свидетельства о себе и о Своем служении (как я только что читал из 5 главы), прежде всего Он говорил об Иоанне Крестителе. «Он свидетельствует о Мне», – сказал Иисус. Затем Иисус начинает говорить о делах, которые Он совершил. Он сказал: «Дела, которые Я сотворил, свидетельствуют о Мне».
Его чудеса, дела Его величия! Иисус говорит: «Есть и третий свидетель. Отец свидетельствует о Мне. Он проговорил с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный». Чудеса Иисуса свидетельствовали о Нем. Иоанн Креститель свидетельствовал о Нем. Отец свидетельствовал о Нем. Четвертое, и самое главное, Иисус сказал: «Исследуйте Писания». Этим Иисус подтвердил, что Писание является главным источником авторитета и власти. Принимал ли Иисус буквально слова Ветхого Завета? Обратите внимание на ссылки Евангелий. Он упоминает о Лоте и его жене. Он упоминает о Ное и потопе. Он говорит об Ионе и огромной рыбе. Он говорит о Содоме и Гоморре. Он говорит о Соломоне и царице Савской. Он говорит о Елисее, Аврааме и Илии, Исааке и Иакове. Иисус неоднократно говорил о богодухновенности Писания. И, обратите внимание, чаще всего это происходило в моменты конфликтов, которые критики Библии считают своим звездным часом. Иисус подтверждал достоверность истории о Ное и потопе, Данииле в львином рву, его пророчестве, так же как и о Моисее и Ионе. Вынужден вам признаться, что, когда я был студентом университета, мне постоянно приходилось бороться с сомнениями о богодухновенности Ветхого Завета. Может быть, это поможет студентам. Преподаватели старались забросать меня заученными аргументами, чтобы ввести меня в заблуждение относительно вопросов богодухновенности и непогрешимости Писания. Однажды настал момент, когда я сказал: «Я не могу сомневаться в том, что для меня сделал Иисус. Я знаю, что Он реален. Я знаю, что Он жив, потому что Он живет в моем сердце. Но я не могу ответить всем этим умным людям, которые мне говорят, что в Ветхом завете много ошибок».
Но это в далеком прошлом. Я сегодня ни на секунду не сомневаюсь в богодухновенности Писания. Нельзя принимать Иисуса Господом и Спасителем, не принимая, что Писание является непоколебимым Словом Божьим. Иисус неоднократно свидетельствовал о Ветхом завете. Он говорил: «Ни одна йота или ни одна черта из закона не прейдет, доколе не исполнится все». Надо всецело принять, что Писание Ветхого завета богодухновенно и непоколебимо, любое другое мнение будет лицемерием. Нельзя считать Иисуса Господом, не доверяя тому, что Он говорил, когда Он свидетельствовал о Писаниях Ветхого Завета. Возьмите в руки Библию и убедитесь, что история, записанная в ней, верна. Законы ее богодухновенны. Ее пророчества неизменны. По словам Иисуса, если вы медлите верить в то, что записано в пророках, то вы несмысленны. По дороге в Эммаус, воскреснув из мертвых, Иисус говорит: «О, вы, несмысленные и медлительные сердцем». «О, вы, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы верить тому, что написано в пророках».
Кафедра
Кафедра Калвари Темпл считает Библию единственным авторитетом. Это слово исполнится, даже если небо и земля прейдут. Я предупреждаю всех вас, кто посещает нашу церковь, что вам здесь будет неуютно, если вы сомневаетесь в непогрешимости Писания. Мы подвизаемся за веру, однажды преданную святым. Самое опасное, что может случиться, – это стараться найти какой-либо другой источник света и вдохновения, вне Библии. Пару раз на протяжении многих лет ко мне подходили люди и говорили: «Пастор Барбер, мы с семьей хотим уйти в другую церковь, потому что мы нуждаемся в большем». И я говорю им то же, что я говорю вам: «Нет ничего большего, чем истина Писания. Эта книга – Слово Божье, которое живет и пребывает вовек».
В церквях сегодня четыре источника авторитета:
- Эмоционализм – Это приятно.
- Мистицизм – У меня есть слово для вас.
- Традиционализм – Так делалось всегда, следовательно, это правильно.
- Рационализм – Разум каждого человека является мерилом его собственного авторитета.
Иисус превзошел все эти источники: эмоционализм, мистицизм, традиционализм, рационализм, – и обратился непосредственно к Писанию. Он говорил: «Исследуйте Писания, Писание непоколебимо». Истина, которая записана, не Иосифом Смитом, не Еленой Уайт, или Мэри Бейкер Эдди, или Гербертом Армстронгом, или Уильямом Бранхамом, не Чарльзом Расселом, или Безантом, или Махараджи, или епископом Улиджским. Истиной является изложенное по вдохновению от Духа Святого. Иисус сказал: «Исследуйте Писания».
Человек, который был свидетелем у меня на свадьбе, через несколько недель подошел ко мне со словами: «Бог сказал мне, что мы с тобой должны отправиться в кругосветное путешествие, чтобы быть свидетелями пробуждения, которого этот мир еще не видел. И еще, что люди уже сейчас имеют печать зверя». Это было 50 лет назад. В 23 года я входил в состав церковного совета, который отлучил этого человека по причине ереси. Но я рад, что потом он все-таки вернулся к вере, которую оставил, и остаток своих дней посвятил проповеди Христа распятого, ограничиваясь только божьим Откровением, данным в Писании. Я верю в то, что к Писанию нельзя ничего добавлять. Оно является совершенным Божьим откровением и всем, необходимым для нас.
Библия! Дорожите ей, любите ее, читайте ее, повинуйтесь ей! Иисус поддерживал Библию. Живите согласно ей. Сокройте ее в своем сердце. «Писание непоколебимо».
Г. Г. Барбер “Иисус – Господь!”