«Ибо только лице его Я приму»
Сегодня я хочу проповедовать на одну тему, которую послал мне Господь: «Ибо только лице его Я приму» (Иов. 42:8). Эти слова сказал Господь одному из друзей Иова – человека, который был самым дорогим для Бога на земле. Иов очень любил Бога, и Бог дал о нем лучшее свидетельство. Когда Господь разговаривал с сатаной, Он сказал ему такие слова: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1:8).
Когда Бог рассматривал землю, «ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2 Пар. 16:9), я понимаю так, что Он находил праведным не одного этого человека. Ведь когда пророк Илия думал, что он один, то Бог сказал: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18). То есть, как я понимаю, во дни Иова было много людей, которых Бог соблюдал ради Своего имени, но такого, как он, Бог не находил. Этот человек был непорочный, богобоязненный, удаляющийся от зла. И самое главное, что было в его жизни, как он сказал друзьям: «Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал» (Иов. 12:4). Вот это моя главная тема, о чем я сегодня хочу говорить. Потому что, у Христианина может быть много разных мыслей, и он думает: «Что же избрать мне в этой земной жизни, когда я служу Христу? Что самое дорогое? Стать ли мне в церкви кем-то, в семье или еще что-нибудь?»
А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим. Пс. 16:15
Но главное, для чего Бог создал человека, чтобы человек предстоял пред лицом Бога и служил Ему. Бог дал человеку глаза, и Он вдохнул в него дыхание жизни. Человек только что был землею, и вдруг дыхание в нем появилось и открылись глаза. Как вы думаете, что первое увидел человек? Увидел ли он свою жену, увидел ли детей, увидел ли гору, увидел ли моря, озера, реки; увидел ли он деньги, богатство, славу или еще что-нибудь? Он увидел своего Творца! И это так радостно было, потому что, как только Адам был создан, его глаза открылись, и он увидел славу Творца! Библия говорит: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Но изначальное желание Бога заключается в том, чтобы человек приходил пред лицо Божие.
Но, к сожалению, грехи разделили человека с Богом, и поэтому люди не могут приходить пред лицо Божие так, как раньше. Но все-таки даже первые люди понимали, что есть главное у них в жизни. Посмотрите: Каин убил Авеля. Почему он его убил? Разве у Авеля богатства было больше, или родители его любили больше, или какая главная причина, что он позавидовал Авелю? Одна причина была: Бог принял лицо Авеля, а лицо Каина не захотел почтить. Вот это вызвало в нем раздражение, негодование и ненависть к брату. Эти люди недавно были изгнаны из рая, у них были свежие воспоминания о нем. Дети понимали родительскую трагедию, и они так хотели возвратить это хоть отчасти. Авель пошел своим путем, который был угоден в глазах Бога, а Каин пошел своим. Но каждый из них хотел, чтобы Бог принял его лицо. И Бог выбрал только одного (я не буду сегодня говорить по какой причине), и Каина это сильно огорчило.
Я удивляюсь, что сегодня некоторые Христиане даже в этом плане не такие, как Каин. Я говорю, что отчасти в Каине проявилась ревность о Боге, но до зла. Написано: «Не ревнуй до того, чтобы делать зло» (Пс. 36:8). То есть ревность может перейти границы. Но вообще, если у человека ревность праведная – это очень хорошо. Я помню, как меня Бог крестил Святым Духом. Некоторые сестры пожилые, старушки пришли к нам (у нас не было церкви, мы ездили в другой город) и стали с мамой разговаривать. А я с детства верующий, подросток, читал Библию очень много лет уже и много братьев слушал. Этим старушкам на вопросы все отвечал, они меня спрашивали, я им отвечал, им очень нравилось это. И вдруг их Бог крестил Святым Духом. И когда их Бог крестил Святым Духом, меня ревность взяла: «Как это так? Этих бабушек, которые ничего не знают из Писания, и они пришли в церковь, и мне столько вопросов задавали, я им отвечал, Бог крестил их Святым Духом, а меня не крестил!» И я сказал: «Господи, Ты крестил их уже Святым Духом, они меня опередили, и меня крести!» Я начал молиться тайно от всех, молился несколько месяцев, и наступил день, когда Бог меня крестил Святым Духом.
Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас. Гал. 4:17-18
Итак, видите, что ревность во мне произвела, когда эти люди меня опередили. И это хорошая ревность. Хорошо, когда такая ревность есть в Христианах. Но, к сожалению, иногда в Христианах такой ревности нет, когда они видят духовные благословения, у них как будто закрыты духовные очи. Вспомним Гиезию. Вы знаете, что Гиезий был человек, который служил Елисею. И я думаю, что у него была перспектива, как у Елисея: «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2:9). У него была хорошая ревность: чтобы служить Богу вдвойне. Служить лучше, чем служил Илия, вдвойне ближе быть к Богу, чем был Илия.
У Гиезия была такая же возможность при смерти Елисея сказать: «Господин мой, дух, который на тебе, пусть будет на мне вдвойне». Но этот человек был слеп духовно. И когда принес Нееман дары Елисею, Гиезий сказал: «Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что- нибудь» (4 Цар. 5:20). И что получилось? Елисей сказал: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе» (4 Цар. 5:27). Посмотрите, этот человек духовно слепой был. Служил такому великому помазаннику и возжелал не то, что может дать Бог через этого помазанника, а возжелал то, что может дать мирской человек!
Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Кол. 3:1-2
И я думаю, что многие Христиане сегодня ослеплены как Гиезий. Они уже не ищут того благословения, которое приходит свыше. Они уже как бы не ищут лица Божиего: вижу Божие лицо – хорошо, нет – и не надо; вот бы мне иметь хорошую пищу, вот бы мне иметь успех здесь, на земле, иметь бы благоденствие. Они молятся о своих детях, внуках. Я не говорю, что это плохо, но это не есть главное. Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
И вы знаете, что человек, о котором я сегодня говорю, Иов был праведник. Бог очень много дал этому человеку, а сатана думал, что этот человек только ради богатства и имения своего служит Богу. Он сказал: «Коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?» (Иов. 1:11). Но он увидел, что Иов не ради богатства, не ради земных успехов служил Богу. Его сердце желало иметь общение с Богом. Даже когда у него ничего не осталось, он продолжал искать Бога. Он сказал: «Но вот, я иду вперед – и нет Его, назад – и не нахожу Его» (Иов. 23:8). Он сказал, что как бы тьма объяла его, но он продолжал искать Бога. Сатана стоял стеной, чтобы помешать; все люди против него восстали, чтобы помешать ему искать Бога. Но он сказал: «О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое. Доколе не умру, не уступлю непорочности моей» (Иов. 23:3,4; 27:5).
Он искал Бога, потому что для него не было ничего дороже, как придти пред лицо Божие и созерцать красоту Господню. Лучшие люди Священного Писания этого искали. Как сказал Давид: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26:4). «…От людей мира, которых удел в этой жизни; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим. А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:14-15). Это желание Божиего человека – подойти к Богу. «Ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Пс. 83:12). Он им солнце и щит! И когда человек, ходящий в непорочности, приходит пред лицо Бога, Бог желает всегда благословить его. Он желает дать ему почувствовать присутствие, наполнение Святым Духом, утешение в слове, благословение в псалмах, и в собрании, и во всем. Бог желает это сделать. Бог очень любит человека, Он говорит: «Возлюбленная! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно» (Песн. П. 2:14). Кто любит Бога, тот восторгается от этих слов, тот идет к Богу снова и снова, чтобы показать свое лицо: заплаканное ли оно, смеющееся, радующееся, или улыбающееся, или угнетенное скорбью. Но Бог принимает лицо тех, которые ищут Его, которые простираются к Нему, которые ценят это благословение: ходить пред лицом Господним.
Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего. Пс. 83:9-10
Итак, когда у Иова все было хорошо, друзья его чтили, ценили, почитали. Они думали: «Действительно, человек праведный, потому что Бог его благословляет». Но случилось так, что несчастье постигло Иова, и он описывает здесь свое состояние, каким оно было прежде, каким стало теперь: «Когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, – юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их. Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня, потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное» (Иов. 29:7-17). «Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем. После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня, как дождя, и, как дождю позднему, открывали уста свои. Бывало, улыбнусь им – они не верят; и света лица моего они не помрачали. Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих» (Иов. 29:21-25). А что теперь произошло? Я просто хочу выборку сделать, чтобы увидеть, как люди стали относиться к этому человеку, самому лучшему человеку в глазах Бога на земле. Когда видимое благословение отошло, а невидимого они не видели, не способны были видеть, как быстро люди поменяли свое мнение!
Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали. Пс. 37:12
Подобное случалось с Апостолом Павлом. Когда Павел попал в кораблекрушение, и сначала, когда повисла змея у него на руке, подумали, что это какой-то убийца, что его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Но потом он стряхнул змею в огонь, и они переменили мысли и сказали, что этот человек – бог?
Люди могут менять мысли. И я думаю, эти люди, о которых я только что читал, они очень почитали Иова, считали его своим другом, князем, мужем, отцом. Но когда все было утрачено, посмотрите, как люди к нему отнеслись: братья удалились, знающие чуждаются, близкие покинули, знакомые забыли, пришлые в дому и служанки считают чужим и посторонним; слуга не откликается, его надо умолять; жене опротивел, малые дети презирают, наперсники гнушаются, и которых он любил, обратились против. (Иов. 19 гл.).
Я думаю, здесь все понятно, кроме слова «наперсники». Персь – это часть тела от шеи до пояса, то есть грудь. И наперсники – это люди, которые были очень близки, как Иоанн, который возлежал на груди Иисуса Христа, то есть Иоанн – наперсник Иисуса. То есть у Иова были особые люди, близкие, которые у его груди были, задушевные друзья, любимцы. И вот эти люди, написано, возгнушались им. Возгнушались – значит отвергли с презрением этого человека. Те, которых он так любил, которых холил и приближал к себе. Почему все это произошло? Потому что эти люди смотрели плотскими глазами. Вы знаете, как часто люди на земле смотрят именно так. Пока Бог благословляет человека, пока есть какая-то польза от этого человека, люди заискивают, уважают, улыбаются, приветствуют, хотят что-то доброе сделать. Но когда они видят, что человек перестал являть как бы видимое благословение, они уже как-то сдержаны и начинают думать: «Наверное, он согрешил, наверное, что-то плохое сделал». И друзья Иова именно в этом его упрекали, что, наверное, ты вдов угнетал, сирот не хранил от зла, много зла делал тайно, а теперь Бог вывел все на свет. А он говорит: «Помилуйте вы, друзья мои!» И что? «Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал» (Иов. 12:4). Но он сказал: «А я знаю, Искупитель мой жив» (Иов. 19:25).
И был Один, Кто не отвернулся. Хотя, как я прочитал, что друзья и жена, наперсники, близкие, малые дети и даже бездомные люди отвернулись. И эти люди, которые с собаками вместе ночуют, которые во время дождей жмутся к скалам, они смеются над ним, они гнушаются им, они плюют перед ним, они поют о нем песни и обсуждают его. Вот так унизили этого человека! Господь попустил сатане так унизить Иова. И когда люди увидели это, то все от него отвернулись.
Но за Богом последнее слово! И Он не отвернулся от Иова, и Он продолжал видеть его, и Он продолжал слышать его мольбы. Он просто продолжал испытывать его, Он хотел видеть ищущее сердце, которое будет искать, несмотря ни на что, потому что это Богу дороже всего. Поэтому Он сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). И это Тот, Кто смотрел с неба.
И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое.
Иов говорит: «Ты закрыл Себя мраком; куда я иду, не вижу Тебя. Куда же Ты ушел, мой Создатель? Где же Ты, мой Вседержитель? Я хочу подойти к Тебе, только изложить всю мою скорбь, и тогда я готов умереть. Но где же Ты?» И вдруг Бог с ним заговорил. А потом заговорил с его друзьями и сказал: «Пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» (Иов. 42:8).
Как прекрасен Божий план, Божие решение для тех, которые всегда ищут Божие лицо, которые преодолевают путь сквозь тьму, сквозь трудные обстоятельства жизни, не ропщут, не смущаются, не оглядываются назад, не ищут у людей поддержки, а продолжают искать Бога. Это благословенные люди! Их могут друзья не понимать, и даже самые близкие могут отвернуться, если Бог допустит. Но если мы будем искать Бога, Бог примет наше лицо. А это есть самое дорогое для человека, чтобы Бог принял его лицо. Ведь все равно рано или поздно людское лицо уйдет, закроют крышкой гроба и положат в могилу. Но Асаф сказал: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле… А мне благо приближаться к Богу!» (Пс. 72:25,28). Как же прекрасно он сказал: «Ты потом примешь меня в славу» (Пс. 72:24). Как прекрасно, когда человек здесь умирает, его земное лицо закрывают крышкой гроба и засыпают песком, а в это время его душа взошла, и Господь принял его лицо, и почтил его от славы Своей, от благости Своей, от щедрот дома Своего, человека, который искал Бога!
Написано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26-27).
И это говорит Божие Слово, я здесь ничего не выдумываю. И когда я молился перед проповедью, мне такие слова пришли: «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен» (Пр. 18:10). А вы знаете, какое самое лучшее имя Бога? Имя, которое произошло раньше всякого имени – это Слово Божие. Давайте мы будем убегать почаще в эту башню. Скорби на душе у нас, трудности, борьба ли, искушения или тьма давит – давайте будем сюда убегать. И познаем, как прекрасна эта башня, башня утешения Божиего Слова.
Когда друзья Иова поняли, как они оплошали: как зря они его подозревали, как они над ним величались, как много они его упрекали и все напрасно. А Иов ведь предупреждал: «Побойтесь Бога, ведь есть суд, помилуйте, друзья, помолчите, и это будет мне утешением от вас». Но они не захотели слушать. Они в глазах своих были правы, потому что они тоже имели от Бога откровение, тоже могли рассуждать хорошо, и люди их тоже почитали, и поэтому они величались. Но они забыли, что последнее слово за Богом. Как блажен человек, который ходит пред лицом Бога и знает, что Бог все рассудит, что Бог все взвесит и каждому воздаст по его делам. Он испытует сердца и внутренности, Он один не ошибается. Поэтому, когда мы ходим перед Его лицом, Он с искренним поступает искренно. И слава за это Богу!
С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его. 2 Цар. 22:26-27
Я хочу вам напомнить еще об одном человеке – это был Илия. Вы знаете, что весь Израиль в его глазах отступил от Бога, и хотя там было семь тысяч человек, боящихся Бога, но он не знал. И он сказал такие сильные слова: «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1). Почему он был так уверен? Потому что он знал Бога лицом к лицу. Когда человек знает Бога лицом к лицу, он уверен и тверд в хождении перед Богом. Но самое главное, я считаю, что было в жизни этого человека, он сказал Богу: «Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему» (3 Цар. 18:36). Илия почитал слово Бога, а Бог почитал слова Илии. Илия благоговел перед каждым словом Бога, а Бог был внимателен к каждому слову Илии.
Вот чего нам сегодня, может быть, недостает. Мы хотим чего-то другого, попроще найти пути к Богу. Но есть древние пути, святые, чистые, Богом от начала назначенные. И, конечно, как сказал Господь: «Все совратились, до одного негодные». Но Христос, Сын Божий, пришел, чтобы открыть нам доступ к Богу. И Он ходил пред лицом Отца. И я думаю, что самой лучшей Его похвалой пред людьми было то, что Отец принимал Его лицо. И Отец почтил Его несколько раз. Первый раз на Иордане Он сказал, когда Христос выходил из воды: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Потом Он почтил Его опять на горе Преображения и сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Потом еще один раз Он Его почтил у гроба Лазаря. Иисус сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший» (Иоан. 11:41-44). Иисус знал, что Отец услышит каждое Его слово. Это уверенность Иисуса Христа, потому что Он любил Отца и пребывал в Отце. И Он от нас этого желает. И еще раз написано, когда Еллины пришли искать Его, тогда Он сказал: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему» (Иоан. 12:28-29). Но это Бог почтил Сына Своего. Христос оставил нам пример, чтобы мы шли по Его следам, Он не искал в этом мире того, что Отцом было Ему не предназначено; Он искал Отца. И Он хотел, чтобы Невеста Его тоже искала и Отца, и Христа. И Он завещал нам это. И Он хочет, чтобы мы сегодня ходили перед лицом Бога, и чтобы Бог принимал наше лицо.
Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. Иоан. 9:31
Я Христианин с детства, с детства посещал собрания. И для меня было очень дорого видеть людей, на чьи молитвы Бог отвечает. Я думаю, что детское сердце неподкупное и оно чувствует правильно, что вот Бог с этим человеком. А по чему это можно узнать? По тому, что Бог отвечает на его молитвы. И я с детства понимал, что это самое дорогое в жизни. Если я достигну такого состояния, что Бог будет отвечать на мои молитвы, то лучше этого на земле просто ничего невозможно найти, если Бог будет отвечать на молитвы. И Христос этому учил Своих учеников, Он сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоан. 16:23-24). Это желание Христа, чтобы ученики имели совершенную радость ни от того, что какие-то чудеса явились, как Он тогда сказал: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук. 10:20). Радуйтесь тому, что Отец принимает ваше лицо. А мы ведь были язычниками по плоти, а теперь народ Божий и можем входить во святилище посредством Иисуса Христа. И Бог принимает наше лицо. Пускай на нас люди что-то говорят, или подозревают, или клевещут, или осуждают – не в этом дело. Не надо на это обращать внимание. Надо знать одно: «Жив Господь, перед лицом Которого я хожу!» Примет ли Он мое лицо? И если примет, то это самое дорогое. А вот если Он не примет, тогда пускай мне все поклоняются, все хвалят, уважают, почитают – какая мне польза, если Бог не хочет принимать мое лицо? Поэтому Христос сказал: «Вот, чтобы радость ваша была совершенна, просите во имя Мое и Отец даст вам». Он почтит ваше лицо, если вы будете почитать Меня. И Он сказал в другом месте такие слова: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан. 15:7). Опять-таки Бог побуждает нас к этому, чтобы нам приходить пред лицо Отца с дерзновением и просить то, что может дать Отец. Бог желает нам это давать, но Он указывает нам пути, и один из путей – это пребывать в Его Слове.
Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. 1 Кор. 4:3-4
Другой путь, о котором Он сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Вы знаете, что обида, она всегда разрушает общение между человеком и Богом. И Христос сказал одну очень хорошую притчу. Далее Он сказал: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35). Если брошен в тюрьму за то, что не захотел простить своего брата, то уже поздно теперь умолять. Было время, когда ты умолял, и господин внял тебе, и простил тебя, потому что ты умолял; а теперь, когда ты не хочешь прощать брата, теперь уже поздно умолять.
И вы знаете, многие Христиане, ссылаясь на прошлое, говорят: «Так ведь раньше я Богу молился, Он мне отвечал, а теперь почему-то – нет». Так давайте проверим, почему? Может быть, я на кого-то затаил обиду, но прикрываю это улыбкой или взглядом. Бог испытает сердца и внутренности, и Он знает, простил ли я от сердца. Христос так и сказал: «Если не простит каждый из вас от сердца…» Напрасно молиться, напрасно вопиять, напрасно поститься; лучше оставить это у жертвенника и пойти, наладить отношения с братом или сестрой. А тогда приходите снова с радостным лицом, и Он снова примет ваше лицо. И это чудно, и это путь Нового Завета, и мы должны идти этим путем.
И следующее, что Иисус Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19). Вы знаете, что Он говорил: «Верьте, что получите», и там был принцип веры, а здесь принцип единодушия. И мне как-то недавно стало открываться все больше и больше о единодушной молитве церкви, о прилежной молитве церкви. Потому что часто люди думают, что главное – вера. И это действительно так. Но если недостает веры, что делать теперь? Но есть другой путь к Богу – это единодушие. Посмотрите: когда Петр был выведен чудным образом из темницы Ангелом, была ли вера у этих молящихся? У них веры не было, потому что, когда Петр пришел и постучал, они сказали служанке: «В своем ли ты уме?» Но что у них было? У них было единодушие, они прилежно молились, они исполнили слова Христа: «Если двое согласятся просить, то будет им». И хотя вера их была слабая, но в единодушии они были сильны.
Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. 1 Кор. 4:5
И вот недавно я открыл это для себя и стал этому церковь учить. Потому что иногда у нас нет веры, что Бог что-то совершит. Но Бог неожиданно совершает чудные дела. У нас в одной семье родилась девочка, как врачи сказали родителям: жидкость в сердце, она недолго проживет. Как только она начинала плакать, у нее лицо синело. Родители были очень смущены. Но по единодушной молитве церкви и родителей, конечно, через полгода эта же врач слушала девочку и говорит: «Я не нахожу никаких признаков». Она сначала говорила, что у нее порок сердца, что она долго не проживет, надо обследоваться, много направлений дала. Но у них дедушка верующий. Он им внушал – своему сыну и своей невестке – «верьте Богу, молитесь Ему, ищите Его». И, наконец, Бог совершил чудо.
Еще одно чудо Бог совершил у одного брата. У его дочки отеки (ей всего года два или три было), отеки под глазами. Родители у этой девочки верующие. И мама у брата верующая, а у сестры мама неверующая, и она врач. Она говорит: «Вы бы обследовались, что у нее такое. Почки не работают, наверно». И они обследовались, и точно: одна почка практически не работает. Им врачи говорят, что надо хирургическое вмешательство. А мне так стало жалко эту девочку. Представляете: девочке три года, и делать операцию на почки! Это ведь слабый жилец на земле, потому что почка – это фильтр в человеческом организме. И я сказал: «Давайте мы дружно помолимся». Но веры такой у меня не было, что чудо какое-то произойдет, но желание было, и единодушие было. И когда мы молились в церкви, у меня такие слова произнеслись: «Господи, дай этой девочке новую почку». Просто сами слова сказались, я даже не ожидал. И потом эти люди пошли на обследование перед операцией уже. И врачи снова обследовали девочку, рентгеновские снимки делали, изучали, и как сказала мама этой девочки маленькой: «Врач округлила глаза». «Я ничего не понимаю, что тут такое. Что с девочкой сделали?» Ничего. Это Господь сделал! Слава Богу! И это не потому, что есть какие-то особо верующие люди, но Бог ценит единодушную молитву церкви. Когда церковь единодушно подвизается, Бог ответит даже на те молитвы, когда недостает веры. Если недостает веры, но есть единодушие, продолжайте молиться. И Бог явит славу Свою, Он ценит это. Тот же, Который сказал: «Верьте, что получите, и будет вам», Он же сказал: «Если двое согласятся, будет им». Итак, в одном случае – вера, а в другом случае – согласие.
Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Рим. 15:5-6
Итак, я как бы принципы разбираю с вами, что нужно для того, чтобы Бог принял наше лицо. Мы были язычниками и этого не знали. Но раз мы теперь стали наследниками этого – это наш удел, это наша радость, это наше достояние. Давайте же мы завладеем уделом, а наш удел – взирать на лицо Господа, наш удел – молиться Ему, наш удел, – быть таковыми, чтобы Он всегда принимал наше лицо. Для этого Кровь Его текла, для этого жертва совершена. Слава Богу!
И еще одно место Писания говорит: «Должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18:1). Потому что Бог иногда медлит, как в случае с Иовом. Почему друзья продолжали глумиться все сильнее и сильнее? Потому что они увидели, что Иов на их глазах вопит к Богу, на их глазах молит Бога, на их глазах призывает Бога, а ситуация становится хуже и хуже. Поэтому поневоле у них появились такие мысли: «Но если этот человек при нас изо всех сил умоляет Бога, а Бог допускает худшее и худшее, то понятно, что это какой-то преступник. А мы даже не знали, что у нас такой друг. Мы думали, что он благочестивый».
Но, вы знаете, Бог испытывает человека, поэтому Он сказал: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18:7). Он сказал, что если по дружбе не даст, то по неотступности даст. Он хочет еще одно качество видеть: неотступность в молитве. «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). И это наш удел. Вы знаете, когда человек располагается в уделе – это большое благословение. Написано: «Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом» (Пс. 67:14). Вы знаете, что такое крылья у голубицы? Голубица – это церковь, а крылья – это ее вера, которая поднимает ее над злом, над миром, над искушением и приносит пред лицо Божие. Но эти крылья должны быть покрыты серебром и золотом. Серебро – это слово Господне, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное, а золото – это вера. Итак, когда у нас есть слово, когда у нас есть вера, тогда у нас есть крылья и мы поднимаемся к Богу. Но это возможно тогда, когда мы располагаемся в своем уделе: «Расположившись в своем уделе, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты…» А если мы в уделе не располагаемся, у нас крылья теряются. А наш удел – это Господь! Слава Богу!
Наш удел ни земля, она скоро сгорит, наш удел ни слава человеческая, ни почести или роскошь этого мира. Наш удел – Господь! Он не дал нам здесь удела, на земле. Все необходимое Он дает: и пищу, и одежду, и работу, и жилье, и устройство. И помогает во всех делах, Он вникает во все дела, потому что Он очень добрый, заботливый; Он посылает праведным и неправедным дождь и солнце. Но наш удел не земля, наш удел – это наш Господь, и мы должны расположиться в этом уделе, и мы должны с радостью взирать на Его лицо, мы должны искать Его лица, мы должны всегда идти к Нему и знать, что Он готов принять наше лицо. Если мы пребываем в Нем и Он в нас, если мы прощаем брата, если мы верим, если мы неотступны, если мы единодушны, если мы продолжаем стоять на Его путях, – Он почтит нас, как Он сказал об Иове: «Только лицо его Я приму». И пусть сегодня у вас могут быть такие обстоятельства, когда вы говорите: «Господи! Ну где же Ты? Почему Ты медлишь отвечать?» Проверьте все, если что-то не по Слову – удалите. Но если не находите ничего и не видите Божиего ответа, – продолжайте стучать, продолжайте искать. Бог сказал: «Просящий получает». Всякий просящий получает, всякий ищущий находит и всякому стучащему отворят. Это слова живого Бога, это наш удел, за который мы должны ухватиться, и как сказал Навуфей Ахаву: «Сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!» (3 Цар. 21:3).
Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне. Сердце мое говорит от Тебя: “ищите лица Моего”; и я буду искать лица Твоего, Господи. Пс. 26:7-8
Вы знаете, что диавол пытается украсть наше наследство. Как он сказал Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4:6-8). Как диавол желает лишить нас лица Господня! Но Господь нам открыл Свое лицо через жертву Сына Своего. Так давайте же почтим Бога и прославим Его. Мы имеем то, что невозможно купить ни за какие деньги, это Он приобрел нам на кресте. И ты, и я сегодня это имеем – свободный доступ к Богу. Он продолжает наше лицо ожидать, и отирать наши слезы, и отвечать на наши молитвы. «Он вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Ему да будет слава! Аминь.
Брат Коля (г. Пермь)