Голос говорит: возвещай!
«Скажите праведнику, что благо ему: ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику – горе: ибо будет ему возмездие за дела рук его» (Ис. 3:10-11). Вот такое слово есть в Библии. Здесь Господь обращается к пророку Исайе и говорит ему: «Скажите праведнику и скажите беззаконнику». Почему Бог не Сам говорит, а людей побуждает сказать? Как вы думаете? Последнее слово за Богом, и Он обязательно скажет его, но последнее слово уже никак не изменит обстоятельства. Если человек был беззаконником, и Бог скажет последнее слово, то беззаконник пойдет в погибель. Если человек был праведником, то последнее слово Бога даст ему награду. Но Бог не хочет смерти грешника, Он хочет, чтобы грешник обратился и жил, поэтому Он побуждает людей что-то сказать праведнику и что-то сказать беззаконнику.
«Скажите праведнику», – говорит Господь. Я думаю, что это и к нам относится. «Скажите» – это повеление во множественном числе. Скажите, скажите друг другу, что благо тебе, если ты делаешь правду, потому что ты будешь вкушать плоды дел твоих. Почему Бог побуждает это сказать? Потому что сегодня люди живут в этом мире среди неправды. Им очень трудно делать правду, очень трудно оставаться праведными. Как о Лоте написано: «Ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр. 2:8).
6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? 7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Быт. 4:6-7
Если человек сегодня действительно желает делать правду, он встретит много оскорблений, много унижений, много непониманий, много зла, много плохого встретит.
И это все будет его отягощать, чтобы он перестал делать правду, чтобы он стал на более легкий путь: на извилистый, кривой, скользкий. И для того, чтобы этот человек не изнемог, чтобы он не перестал делать правду, чтобы он не поддался давлению сатаны и окружающего мира, Бог побуждает нас говорить друг другу: «Скажите праведнику, что благо ему». А почему благо? Если ты делаешь правду, если ты живешь честно, если ты живешь чисто, то обязательно настанет день, когда ты будешь вкушать это. Все, что ты сеешь сегодня, непременно придется пожать. И не просто пожать, а вкусить, и не кому-то, а тебе. «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих».
И дальше говорится: «А беззаконнику скажите…» Скажите что? Что горе ему, «ибо будет ему возмездие за дела рук его». Сегодня люди поддерживают друг друга в плохих делах, как написано в Писании: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:32). Поэтому сегодня делать нечистое, грязное, греховное, темные дела делать – это почет. И люди, которые их делают – они на высоте, их уважают, они имеют авторитет, власть, престиж и так далее. Почему? Потому что они делают беззаконие и никто им этого не скажет, их хвалят. Многие их одобряют, но кто-то им должен сказать, что им горе. И кто должен сказать? Божии люди. «Скажите беззаконнику, что ему горе». И особенно горе тому, кто, являясь Христианином, посещая собрания, молясь, читая Божие Слово, продолжает делать беззаконие. Скажите ему, что горе его ожидает. Когда Христос разговаривал с людьми, которые ходили в храм, Он говорил: «Горе вам… Горе вам… Горе вам…» Они смеялись над Ним, но Он выполнял волю Отца, и Он сказал, кому благо, а кому горе. И мы не должны забывать это. Это первое, что я хотел сказать.
15 Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь. Иер. 6:15
Ведь не каждый день приезжают гости, но каждый день вы можете видеть неверующих людей, которые вам могут в чем-то потакать, в чем-то посмеиваться над вами, в чем-то вас осуждать, к чему-то побуждать, на что-то греховное толкать даже. Но помните, что Бог будет говорить последнее слово. И благо вам, если вы сохраняете правду, и горе вам, если вы отступаетесь от правды и идете к беззаконию.
Второе, что я хотел сказать. Здесь интересные слова есть: «Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать?» (Ис. 40:6). Такое необычное обращение Бога к пророку Исайе: «Возвещай!» Часто ли Бог так говорит? Нет.
Он сказал только одно слово Исайе: «Возвещай!» А Исаия думает: «Почему Бог так обращается ко мне?» Как вы думаете, почему Бог так обращается? Чтобы обратить особенное внимание на то, что сейчас будет Бог говорить, потому что в Божием народе на это внимание не обращали и люди этого не понимали. И мы, Христиане, сейчас этого тоже, к сожалению, недопонимаем.
10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Исх. 4:10
Здесь говорится: «Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава» (Ис. 40:6-7). Вот что Господь хотел возвестить Своему народу: что народ – трава, что всякая плоть – трава. Вы знаете, что люди так не считают, и Христиане так не считают, потому что, посещая церкви, я слышу, что они мне говорят: «Брат, у меня плохое здоровье, поэтому я не могу служить Господу». Другой скажет: «У меня память плохая, я не могу так много заучивать». Третий скажет: «У меня здоровье слабоватое, у меня нет способности говорить». И каждый что-то находит, что он самый немощный, самый неспособный, что вот у него не получается, а другие в его глазах более способные, и у них должно получиться. И поэтому человек сам считает себя слабым: «Я ничего никогда не смогу, у меня ничего не получится».
Всегда люди делятся на сильных и слабых, великих и малых и так далее. Но Бог так людей не делит. Он говорит: «Исаия, возвещай!» «Что возвещать?» «Вот что возвести, что всякая плоть – трава». Он не сказал, что один – как дерево, другой – как кустарник, третий – как травинка. Он сказал: всякая плоть – трава. Хоть он сильный и здоровый, хоть больной и слабый; оба они в глазах Бога одинаковая трава, потому что они плоть.
Чтобы понять, что Бога побуждало так говорить, мы прочитаем дальше и поймем: «Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: “путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего”?» (Ис. 40:27). Вот что побудило Бога это сказать: были в народе Божием люди обессилевшие, уставшие, измученные от жизни, которые начинали думать, что путь их от Бога закрыт и дело их у Бога забыто. И эти люди: обессилевшие, уставшие, изнуренные от этой жизни – потеряли всякую надежду, у них не было даже силы идти за Богом. Господь говорил, обращаясь к этим людям.
Вообще эта глава начинается с таких слов: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» (Ис. 40:1 -2). Бог хотел утешить и поддержать Свой народ, поэтому Он возвестил им: «Всякая плоть предо Мною как трава». А дальше Он говорил: «Почему, Иаков, ты говоришь, что ты забыт? Почему ты считаешь, что Я не помню тебя?»
Дальше мы читаем: «Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис. 40:28-31).
Здесь Господь обращается к Своему народу и хочет показать, что то, что в их глазах кажется значимым, для Бога – ничто. Например, кто-то тяжелоатлет, он штангу поднимает, сильный человек; шахтер, например, здоровый, для которого ничто две смены в шахте отработать; или старушка, которая едва переставляет ноги, с палочкой идет – в глазах Бога тот и другой – это плоть, и это – трава. И если кто-то из людей надеется на свою силу и потому считает себя счастливым, а кто-то потерял здоровье и силу и считает себя несчастным – то это обманчиво, это иллюзии.
14 С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? 15 Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он. Ис. 40:14-15
Фактически Бог хотел сказать, что народ – это трава. Ни у одного человека нет силы. Бог говорит, что и юноши ослабевают и падают, что главное не в силе. Я, кстати, не согласен с тем, что у всех одинаковая память, что у всех одинаковое здоровье, что у всех одинаковая сила. Кто-то из нас более здоровый, кто-то менее. Кто-то от рождения, от своих предков унаследовал хронические заболевания, а кто-то унаследовал силу и крепость, и это с нами идет по жизни как с тем, так и с другим. Кто-то от природы одарен памятью и красноречием, а кому-то очень трудно связать два слова. Это действительно так, и это правда. Но Бог хочет сказать, что все эти отличия и различия перед Ним ничтожны, несущественны, Он их вообще во внимание не берет. И чтобы показать это, Он говорит: «Кому же вы уподобите Меня, и с кем сравните? говорит Святый» (Ис. 40:25). «Кто исчерпал воды горстию своею, и пядию измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?» (Ис. 40:12).
Бог хочет сказать: «Есть ли какой человек на земле, который может со Мной сравниться?» Я думаю, что Бог это мог сделать, раз Он человека вызывает на состязание. Может ли кто из вас океаны исчерпать своею ладонью? Нет, конечно. А дальше Господь говорит: «А может ли кто-то вселенную пядью своею измерить?» Нет. А кто знает массу высочайших гор, кто их взвесил из людей, и где такие весы, на которых можно это взвесить? Дальше Бог говорит: «Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он. Кому же вы уподобите Меня, и с кем сравните? говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Ис. 40:15, 25-26).
31 Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? 32 Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми? 33 Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле? Иов. 38:31-33
На Урале так звезд не видно, как в Казахстане: там небо очень ясное. Я не видел такого ясного неба нигде. Там на сотню километров нет промышленных предприятий. И ночью очень черное небо, и на нем столько много звезд, как будто все небо усыпано ими. А Млечный Путь! Он такой широкий и белый. Множество звезд видно. Звезды так близко друг ко другу, что ни один человек не в состоянии их сосчитать.
Бог когда-то вывел Авраама посмотреть, а тогда вообще не было таких тяжелых предприятий, которые атмосферу отравляют, и небо было очень ясное. И Бог говорит Аврааму: «Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их» (Быт. 15:5). Звезды никто сосчитать не может. Звезд бесчисленное множество.
Что Бог говорит о Себе? Он говорит: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Ис. 40:26). Если вы немножко знакомы с астрономией, то вы знаете, что звезды – это небесные тела, масса и величина многих из них превышает массу и величину Солнца. Это очень большие космические тела, и все они движутся с космическими скоростями, у каждого их них своя траектория. Удивительно, что все это бесчисленное количество звезд движется тысячелетиями по своим определенным орбитам, с большими массами и с большими скоростями, и никогда не бывает аварии.
На земле по-другому: вот едут два шофера по дороге, дорога хорошая, можно и втроем проехать, а им места мало, и они сталкиваются. На железной дороге, там кажется уже все предусмотрено: автоблокировки, светофоры, стрелки, но и там бывают крушения. А вот у Бога тысячелетиями ни одной аварии, хотя скорости гораздо выше, и массы больше, и количества больше. У Него нашлись мудрость и сила, Он говорит: «Кто выводит воинства их счетом?» Когда-то они покоились, но Он каждую звезду вывел на орбиту. Он сообщил ей определенную траекторию, и массу, и скорость, и она продолжает двигаться с такой скоростью тысячелетиями.
Бог говорит: «Кто их вывел?» И дальше Он говорит: «А кто их сосчитал?» Нет никого, кто бы их сосчитал. Но Бог знает количество звезд. И дальше Он говорит, что Он всех их называет по имени. Люди не могут всем звездам дать имена. Сначала астрономы имели малоувеличительные приборы, поэтому они только большие и близкие звезды разглядеть смогли, и самым большим звездам они дали названия. Но когда они увидели, что звезд бесчисленное множество, то они их просто начали называть буквами греческого алфавита. Например: альфа такого-то созвездия или бета такого-то созвездия, то есть люди уже не могут дать имя каждой звезде. А у Бога есть имя для каждой звезды. Он ее создал. Он ее вывел на орбиту с определенной скоростью. Он ее никогда не забывает, и Он знает ее по имени. Бог это открывает не только для того, чтобы показать насколько Он силен и могуществен, но что Его сила и могущество принадлежат человеку.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; 43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; 44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. 1 Кор. 15:42-44
Как Павел сказал: «И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф. 1:18-19). Вот этого Христиане часто не понимают, когда жалуются на свое здоровье, на свою память, на свою силу, на свою немощь.
А Павел это понял и сказал: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:9-10).
Это тайна, о которой часто Божий народ и не подозревает. Бог, призывая нас ко спасению, поставив нас на этот путь, не собирался выжимать из нас остатки наших сил. Он хотел сказать: «Теперь, с этого дня, когда ты принадлежишь Мне, Я хочу, чтобы ты знал, что ты – плоть. Я ничего от плоти не ожидаю. Хочу, чтобы ты знал, что ты слаб, немощен, жалок, но Я хочу, чтобы ты также знал, что вся сила твоя и слава твоя, и благословение твое, и святость, и мудрость, и все хорошее – только во Мне. А без Меня ты не можешь ничего, но во Мне ты можешь все». «Все возможно верующему» (Мр. 9:23).
Дальше Господь, подкрепляя эту мысль, говорит: «Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властию. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис. 40:10-11). Вот что Он говорит, что Он, как пастырь, Он очень добрый. Как некоторые люди говорят, что Бог какой-то жестокий: Он создал этот мир, но в нем такие законы ужасные. Как Бог на все это спокойно смотрит? Это не так. Бог есть любовь. И кто обращается к Богу, тот начинает понимать Бога. Почему многие люди не понимают Бога? Потому что их умы повреждены, но Бог выправил наш ум не для того, чтобы наш ум снова погружался в плотские размышления, а чтобы наш ум понимал Бога.
10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, – 11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его. Пс. 146:10-11
Как сказал Павел: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12). А что Он предназначил нам? «Бог твой предназначил тебе силу» (Пс. 67:29). Не силу физических мышц, не силу памяти, не силу языка и красноречия, а Божию силу. «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6).
Поэтому Господь говорит: «Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис. 40:28-31).
Орлы – это особые птицы, потому что они любят бурю. Все птицы прячутся от бури, а когда хорошая погода, то все птицы летают и порхают, им приятно. Но орел ждет бурю, потому что буря доставляет ему наслаждение. Когда начинается буря, он просто расправляет крылья. И Бог так создал эту птицу, что встречный поток воздуха поднимает его над бурей, и когда он расправляет крылья навстречу потоку бурного воздуха, этот поток поднимает его до тех пор, пока не поднимет выше себя. Тогда орел снова оказывается выше бури, он оказывается там, где голубое небо и ясное солнце, а буря уже внизу.
Бог говорит: «Надеющиеся на Господа, они будут подобны орлу». Когда на них подует ветер, когда придут испытания, придет горе, страдания придут, они будут подобны орлам, а не тем, которые прячутся от бури. Стоит только расправить крылья, и эта буря будет не во вред. Библия нам говорит: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Потому что эта буря поднимает человека еще выше, еще ближе к Богу. Если бы не эта буря, он бы был ниже, но она направляет его ближе к Богу. У человека так духовные крылья построены, что чем сильнее буря надвигается на него, если он правильно направляет крылья, расправляет их, тогда буря поднимает его еще выше и ближе к Богу, ближе к небу. Так устроил Бог человека.
Бог хочет ободрить, сказать: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы». И что у них произойдет? «Потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис. 40:31). Что значит потекут? Течение – это жизнь. Павел, заканчивая свою жизнь, сказал: «Течение совершил». Потекут-это значит, пойдут по жизни. Я общался со многими разными людьми, и как часто я слышал из уст Христиан, и мне это было иногда непонятно, иногда больно, иногда мне хотелось плакать, что мои любимые люди, авторитетные люди, они говорили: «Как я уже устал здесь на земле». И теперь я могу понять этих людей, и я не хочу осуждать ни одного из них, потому что Бог уже сказал однажды: «Возвещай! Всякая плоть – трава». И если кто-то из вас думает, что вы так не способны сказать, поверьте, всякий человек способен уставать.
4 А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. 3 Цар. 19:4
Илия был человек подобный нам, говорит Библия. А в чем он был нам подобным? Разве каждый из нас питался долгое время горстью муки и несколькими капельками масла? Кто-нибудь из нас такое чудо видел в своей жизни? Нет. Значит, в этом мы с Илией не похожи. Кто из нас сводил огонь с неба, чтобы этот огонь пожрал жертву, жертвенник, дрова, воду и прах, который вокруг? Кто из нас мог это сделать? Нет, никто не смог этого сделать. Кто из нас мог сказать: «Небо, не давай дождя», а потом через три с половиной года сказать: «Небо, дай дождь»? Кто из нас на огненной колеснице отправился живым, не попадая в могилу, на небо? Кто? Никто пока что, на сегодняшний день. Выходит, что Илия не похож на нас, или похож? Библия говорит, что Илия был человек подобный нам.
Но в чем он подобен? В том, что я сейчас перечислил. Мы далеко не подобны Илии. Правда? А в чем же он нам подобен? У него наступил однажды момент, после его очередного величественного служения, когда казалось, все уже решено, и весь народ признал славу Божию, и Бог так чудесно ему ответил. Иезавель, царица бесчестная, язычница, жена Ахава, царя Израильского, говорит: «Пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них. (3 Цар. 19:2). И что дальше произошло? Услышав эти слова, он испугался и убежал спасать свою жизнь в пустыню. На него напал страх, как на любого другого человека. Когда он лежал под кустом, то отчаяние подошло, и он сказал: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4).
9 О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня! Иов. 6:9
Мне было не совсем понятно, может, и вам не совсем понятно, но это человек, который ничего не жалел ради Бога и Его народа. Это человек, который всю свою жизнь отдал на Божий алтарь, чтобы только Божие Царство было в Израиле, чтобы только народ обратился к Богу. Об этом были его молитвы, его просьбы, его слезы были об этом. И когда казалось, что это уже наступило – вдруг такой финал ужасный. В отчаянии он сказал: «Господи, возьми душу мою, я не лучше отцов моих».
Но что-то произошло. Ангел Божий явился к нему и накормил. Этот человек сорок дней и сорок ночей шел до горы Божией Хорива. Он не просто молился, как Моисей сорок дней и сорок ночей, а он шел. Он днем и ночью шел, он не ел, не пил и не спал. Может ли человек идти, не есть, не пить и не спать в течении сорока дней? Нет. А если взять во внимание, что еще несколько времени назад этот человек лежал под кустом и говорил: «Господи, я устал от жизни, возьми душу мою». Что мы поймем из этой истории? Мы поймем, что у Илии был Бог, и этот Бог не оставлял его. И когда Илия совсем изнемогал, когда Илия уже совсем ничего не мог, ни на что был не способен. Этот Бог был рядом, чтобы дать ему силы идти дальше и исполнять все, что Бог для него предназначил.
Поэтому, когда человек говорит: «Я устал от жизни, я не могу так больше, скорей бы у меня закончилась жизнь», это показывает, что это говорит плоть, но надеющиеся на Господа обновятся в силе. Они не будут так говорить, они потекут и не устанут, жизнь не утомит их, потому что Божия сила проявляется в тех, которые надеются на Бога.
Написано: «Потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся». Почему здесь есть слова «потекут» и «пойдут»? Течение – это наша жизнь. А ходьба – это хождение пред Богом, приношение плодов. Христос сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Иоан. 15:16). Может ли быть какой-либо плод без труда? Любой плод подразумевает соответствующий труд. А труд влечет за собой усталость. И здесь говорится, что они пойдут и не утомятся. Это обетование Божие тем, которые надеются на Господа.
Почему Господь обращается и говорит: «Голос говорит: возвещай!» Потому что многие в народе Божием, как тогда, так и сейчас, смотрят по плоти. Они говорят: «Мне никогда это не будет по силам, я никогда это не смогу сделать» Почему? Потому что они берут в расчет свои силы, свои способности, свой ум, свою память, свое здоровье, свое положение, свои деньги, все берут во внимание. А Павел говорит: «Я тоже когда-то молился: “Господи, удали жало”, а Господь говорит: “Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И посему я благодушествую». То есть у меня очень хорошее настроение, когда я немощен, когда мне нечем похвалиться, когда я совсем ослаб, когда у меня нет ни на что силы, ко мне приходит хорошее настроение. Так мог сказать Павел. Почему? «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:6-7). Я хотел бы вместе с вами помолиться о том, чтобы Господь помог нам это понять.
7 Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, – ибо вы малочисленнее всех народов, – 8 но потому, что любит вас Господь… Втор. 7:7-8
Я изучал недавно историю людей, великих Божиих людей. Их имена незнакомы большинству из нас, но они не являются особо великими. Особо великие имена известны Христианам. Это люди, о которых я сказал, рабы Господни, боящиеся, как написано «малые и великие» (Откр. 19:5). Может быть, они были и малые, но они были верные, преданные, трудолюбивые. Я видел, что большинство из них были сиротами; у большинства из них отцы и матери умирали, когда они были младенцами, большинство из них пережили трудное детство. Многие из них были всю жизнь больными, некоторые из них родились больными, некоторые в детстве чуть не умерли, некоторые из них даже в школе не могли заниматься только потому, что нагрузка школьная (это в восемнадцатом и девятнадцатом веке) была им не по силам. Они чуть не умирали от школьной нагрузки, хотя тогда не было таких особо трудных наук, как сейчас в двадцать первом веке. Школьники настолько озабочены, что бледными возвращаются из школы, загруженные этими науками.
Но даже тогда, когда эти люди были такие слабые, когда они вырастали, некоторые едва могли ходить, некоторые из них искалечены болезнью, но они надеялись на Бога, они знали своего Бога. И, к удивлению многих людей, они переживали великих и сильных, отправлялись в заморские плавания миссионерами в разные страны, могли ходить под дождем и под ветром, в дождь и снег, в пургу и метель, могли голодать.
И, к удивлению всех окружающих лиц, они прожили долгую и плодотворную жизнь. Они тысячи людей могли привести к Богу, они могли указать путь на небо этим людям, не знающим ничего. Хотя в начале их пути казалось, что их жизнь ненужная никому, ничтожная, немощная и жалкая. Но у них было что-то у всех общее: они искали Бога, у них была сильная ревность найти Бога, узнать Его поближе, быть с Ним близко, быть с Ним рядом.
Чтобы не просто поверхностно знать о святости, а иметь эту святость в своем сердце; не просто говорить о чистоте, а ходить в чистоте; не просто говорить о радости или петь, но внутри себя иметь эту совершенную радость; не просто говорить людям о спасении, но быть спасенными. Они желали этого.
21 Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием. 22 Ненавидящие тебя облекутся в стыд, и шатра нечестивых не станет. Иов. 21-22
Я говорю, что некоторые из них шли к этому десятками лет, потому что тогда еще не было так расширено Евангельское движение. Они шли путем постов, молитв, плача, срывов, подъемов, но они достигали. Бог верен в Своем Слове, Он сказал: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе». Что значит обновятся? Не говорится, что надеющиеся на Господа никогда не устанут, но надеющиеся на Господа обновятся в силе. То есть придет время, когда у них все силы иссякнут, придет время немощи, усталости, отчаяния, и неожиданно, когда они будут в таком критическом состоянии, вдруг придет обновление. Они снова расправят крылья, они пойдут дальше, они пойдут еще сильнее, смелее, преданнее, вернее, увереннее, мужественнее. И это только Бог может сделать!
Поэтому голос говорит: «Возвещай!» «Что мне возвещать?» «Всякая плоть – трава». «Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость» (Ис. 40:28-29). И этот Бог вчера, сегодня и во веки Тот же. И если мы перестанем надеяться на себя, на свою память, на свою плоть, на свои силы, а всецело положимся на Христа, как Павел молился: «Я буду хвалиться моей немощью, чтобы обитала во мне сила Христова». Как он сказал: «Я преклоняю колени, чтобы Отец славы открыл вам духовные очи, чтобы вы увидели, как безмерно величие могущества Его в нас».
Отчего у нас вздохи, слабость, поражение, отчего нет радости? Оттого только, что мы в очередной раз понадеялись на себя: «Вот сейчас у меня получится. Я приложу все старания, и я смогу». Но каждый раз плоть терпит поражение, потому что плоть – это трава. А есть вечный Господь Бог, Который не утомляется и не изнемогает. Он хочет, чтобы наша надежда была только на Него: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет – как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь» (Иер. 17:5-7).
Я хотел бы, когда придет время немощи, когда придет время усталости и отчаяния, тревоги, уныния и тоски, чтобы мы подняли наши духовные очи к небу. Как псалмопевец говорит: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» (Пс. 120:1). Потому что Господь мой жив, и Он жив во веки веков, чтобы дать мне силу, помощь и поддержку, чтобы дать мне победу, чтобы укрепить меня, чтобы я перестал надеться на свою плоть – она трава. Во мне живет Христос, и это сокровище я ношу в глиняном сосуде.
Если Он живет в нас, то мы должны радоваться этому, мы должны благодарить Бога, хвалиться этим, потому что только это благоугодно Богу, чтобы мы хвалились Христом. «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне» (Иер. 9:23-24).
20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, 21 Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. Еф. 3:20-21
Когда мы вздыхаем, когда мы ропщем, унываем, рассчитываем на свои силы, возможности, способности – это Богу не благоугодно. Ему благоугодно, когда мы взираем на Него, надеемся на Него, ожидаем от Него, полагаемся на Него и воздаем славу только Ему, потому что мы – трава. Нам не дана слава, наша слава только во Христе, а вне Христа только немощь, только бесславие, только поражение. Во Христе победа, радость, сила, слава и вечная жизнь! И если вы согласны со мной, то скажите: «Слава Богу!» Давайте помолимся.
Брат Николай