Глава 19
ГЕФСИМАНИЯ
Давайте сегодня вместе отправимся в Гефсиманский сад. Я хочу, чтобы вы услышали рыдания Христа. Я хочу, чтобы вы увидели Его слезы. Хочу, чтобы вы увидели Его распростертым на земле. А по дороге в Гефсиманию мне хочется напомнить вам два стиха (2 Коринфянам 5:21 и Галатам 3:13): «Не знавшего греха Он сделал жертвою за грех» и «Он сделался за нас клятвою». Бог сделал Его жертвой за наш грех. Он сделал Его клятвой.
Здесь, в Гефсимании, Он обращается к Отцу. Вечный Сын Божий лежит, распростершись на земле. Дьявол, князь мира сего, не нашел в Христе ничего. Святой ангел Божий приходит и укрепляет Христа, находящегося в борении. Ученики Христа также присутствуют здесь. Какие действующие лица! Какая сцена!
Гефсимания означает виноградное точило, место сокрушения. 63-я глава прекрасной книги пророка Исайи говорит о том, кто топтал точило. «Я топтал точило один, и никого из народов не было со Мною». Если мы откроем 14 главу книги Откровение, то мы встретим похожие образы, читая боговдохновенное описание Армагеддона и все скорби того времени, когда нечестивые будут поражаемы в точиле Божьего гнева.
Точило
Итак, Гефсимания – это место сокрушения. Это место, где находилось точило. В прошлое воскресение мы с вами посетили горницу, в которой был Иисус. Библия говорит, что Иисус воспел со Своими после установления Вечери Господней. Возможно, это был отрывок книги псалтирь главы с 116 по 119. Или же, по мнению Д-ра Эдерсхайма, они воспели Псалом 137. Этот псалом поется в домах иудеев при окончании праздника Пасхи и до настоящего времени.
Мы читаем, что в ту ночь Иуда совершил свое гнусное дело – предал своего Господа первосвященникам. Иисус предупреждает Своих учеников, что исполняется пророчество Захарии 13:7 о том, что будет поражен пастырь и рассеются овцы. Петр говорит: «Господи, мы не оставим Тебя. Даже если все отрекутся от Тебя, я останусь верен». Здесь наперебой вступают другие ученики со словами: «Пусть Петр не говорит так о нас. Мы тоже не оставим Тебя. Иисус отвечал: «Петр, Петр, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня».
Как непредсказуема человеческая натура.
Затем Иисус ведет Своих учеников в Гефсиманский сад. Гефсиманский сад был обычным местом. Написано «по обыкновению», это значит, что Он часто бывал там. Если человек скрывается от своих врагов, то вряд ли он пойдет туда, где бывает постоянно. Он бы, наверное, отправился туда, где враги не смогли бы его найти. Но Иисус не скрывается от Своих врагов. Он знает, что Иуде хорошо известно, где можно Его найти. Итак, Иисус, прекрасно зная о предстоящем предательстве Иуды, о непостоянстве Своих учеников и установив в горнице порядок Вечери Господней, которую должно совершать в воспоминание Его жертвы, во исполнение пророчества Захарии 13 главы, 21 Псалма и 53 главы книги пророка Исайи, приходит на место предательства. По словам Д-ра Круммахера, «Пастырь начал полагать Свою жизнь за овец». Иисус сказал: «Никто не забирает ее у Меня. Я имею власть отдать ее и имею власть принять ее вновь». Войдя в Гефсиманский сад, Иисус начал сокрушаться и тосковать. В Библии написано, что Он говорит: «Душа Моя скорбит смертельно». Он говорит Своим ученикам: «Побудьте здесь, пока Я пойду и помолюсь». Затем Он берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна, бывших с Ним на горе преображения, которые были ближе всего к Нему, которым Он доверял больше всего, чьим общением дорожил. И с ними Иисус отправляется в сад. Затем они остановились, и он отошел от них на вержение камня и пал на лицо Свое, чтобы молиться. Вот как Он молится: «Отче, да минует чаша сия Меня. Но не как Я хочу, а как Ты да будет». После молитвы Он возвращается и находит учеников спящими, упрекает их и возвращается опять, чтобы молиться.
В 22-й главе Евангелия Луки, в 44 стихе, говорится: «И находясь в борении, прилежнее молился. И был пот Его, как капли крови, падал на землю». Это удивительно. У врачей есть для этого специальный термин – гематидроз. Эмоциональное напряжение так велико, что это приводит к тому, что у поверхности кожи капилляры напрягаются до такой степени, что это приводит к их разрывам. Тогда кровь смешивается с потом и выходит через потовые железы». Кровавый пот капает на землю. И мы спрашиваем почему? Как всемогущий Сын Божий может быть в таком сокрушении здесь, на земле? Почему Его дух так омрачен?
Христос-Повелитель
В других местах Евангелия мы видим Иисуса, стоящим на носу лодки и повелевающим ревущему ветру и бушующим волнам утихнуть. И стихия послушалась Его. Мы читаем о том, как Иисус изгоняет бесов, повелевает им выйти из людей. И бесы бегут прочь при Его слове. Но здесь говорится о другом. Он потрясен. Он сокрушен. Он повержен. Он простерт на земле, и ангел явился с небес, чтобы укреплять Его.
Мы спрашиваем, чего же так боялся Иисус?
Боялся ли Он смерти? Или Его пугали пытки и предстоящее распятие? И тотчас, задав этот вопрос, мы чувствуем его неуместность. Должна быть другая причина. Мы знаем, как много отважных людей погибли молча за своих родных, за свою страну или за свои убеждения. Мы знаем, что, когда умирал Стефан, его лицо светилось, как солнце. Апостол Павел с радостью говорил: «Я готов, и время моего отшествия настало». Нам известно, что апостол Петр был распят вниз головой, так как посчитал себя недостойным умереть, как Его Учитель. Но здесь мы видим другое. Иисус в агонии распростерт на земле. Он сокрушается и рыдает. Среди всех исторических описаний о мучениках вы не встретите ничего подобного.
Если другие могли умирать с высоко поднятой головой, как могло случиться так, что самый отважный и непорочный и сильный из всех сынов человеческих вопиет о милости, находясь в борении? Его пот падает на землю, как капли крови.
Мученичество?
Нет, совсем нет! Это все, что угодно, только не мученичество. Это искупление. Это нечто совершенно другое. Иисус Сам сказал: «Так должно быть. Я должен быть предан в руки грешников, распят и воскреснуть в третий день. Это должно произойти». Так говорит Тот, кто упрекает Петра, когда тот просто предлагает Ему избежать креста: «Отойди от Меня, сатана». Так говорит Тот, кто произнес: «Я иду исполнить волю Твою, Боже». И здесь – мы видим огромное чудо – Сам Иисус Христос распростерся на земле, пал на лице Свое в горячей молитве. Он молит Отца: «Да минует чаша сия Меня».
Но Отец молчит. Свинцовое небо. Кажется, что Бог остается глух к молитве своего возлюбленного Сына, зенице Его ока. Небеса молчат в ответ на молитву Христа. Вернее, Отец отвечает: «Нет». Приходилось ли вам когда-нибудь слышать «нет» в ответ на свою молитву? Почему Бог молчит? Разве Он забыл о своей благодати? Разве больше не имеет силы обетования Божьи – «воззови ко Мне в день скорби, и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня»? Потеряло ли силу это обетование? Удивительно! Бог, Сын Божий, находясь в борении, молится с великим воплем и слезами. Отец не отвечает Ему. Небеса тяжелые и свинцовые. Только ангел является, чтобы поддержать несчастного человека, распростертого на безжалостной земле.
Вначале своей проповеди я просил вас запомнить несколько стихов. «Он сделался жертвою за грех» и «Он стал за нас клятвою». Я читаю, что Иисус начал сокрушаться и тосковать. Я слышу слова Иисуса: «Душа Моя сокрушается и скорбит смертельно». Этому Человеку повинуются ветры! Волны утихают при Его голосе. При Его слове бесы бегут прочь. При Его слове воскресают мертвые. Но вот он распростерт на земле, Его душа в борении, и пот Его, как капли крови, стекает по терзаемому болью телу. Как понимать все это?
Иисус говорит о чаше. Он говорит: «Отче, да минует чаша сия Меня». Мы задаемся вопросом, что же это за чаша, которая приводит Сына Божьего в такой страх и трепет. Еще ни разу нам не приходилось видеть Его в таком состоянии. Обратите внимание! Он – князь мира. Но где же Его мир теперь? Он дает силу слабым, но где же теперь его сила? Его пища – творить волю Отца, но вот Он умоляет Отца о пощаде, чтобы Ему не пить этой чаши, которая перед Ним. Может быть, это просто страх перед муками и гибелью? Ни в коем случае! Был ли Иисус так потрясен и расстроен предательством Иуды и непостоянством остальных учеников? Конечно, нет. Мы должны смотреть глубже. Зрить в корень. Нужно задать и другие вопросы. Нужно заглянуть в эту чашу. Нам важно понять, почему эта чаша была так страшна, почему она повергала в такой ужас Того, Кто был Господином всего, Господом всемогущим и всесильным, Господом-ратоборцем.
Он Тот, Кто был с Иисусом Навином у стен Иерихона. Он – Господь над всеми духами.
Он – Иегова Ире. Он Тот, кем все было сотворено, и без Него ничто не было бы сотворено, что было сотворено. Он Тот, кто держит все существующее силой Своего слова. И вот, я вижу Его, простертого ниц на земле, в борении души. Как это объяснить? Со слезами Он умоляет Отца: «Да минует чаша сия Меня». Он Тот, кто управляет приливами и созвездиями. Ему подвластно все воинство небесное. Но взгляните, вот Он перед нами, павший ниц, в страшной агонии! С великим рыданием! «Отец, да минует Меня сия чаша»! Огромные капли крови падают на землю. Я хочу вам напомнить, что, когда Иисус оставил славу небес и добровольно пришел в этот мир, Он сказал Отцу: «Вот Я иду. Как написано обо Мне, иду исполнить волю Твою, Боже. Пожалел ли Иисус, что добровольно пошел, чтобы искупить мир? Как объяснить это? Если вы внимательно посмотрите в чашу, которую должен был пить Иисус в Гефсиманском саду, то вы узнаете о том, как уродлив человеческий грех, узнаете о безрассудстве человеческого беззакония, о развращенности и грязи. Вы узнаете, почему эта чаша вызывает такое отвращение в чистой и святой душе безгрешного Сына Божьего. Заглянув в эту чашу и услышав рыдания Христа, вы хотя бы немного поймете эту великую тайну того, что же имеет в виду Библия, когда говорит: «Ибо не знавшего греха Он сделал жертвою за грех». Мы с вами поймем, как уродливы наши грехи, грехи всего человечества. Грехи, которые заставили Сына Божьего с таким ужасом отворачиваться от этой чаши.
Козел отпущения
Возможно, это лучше позволит нам понять записанное в 16-й главе книги Левит. В день жертвоприношения первосвященник возлагал свои руки на голову козла и перечислял все беззакония, грехи, поражения, отступничество, непокорность всего народа. Затем это животное выводили в пустыню так далеко, чтобы оно не могло найти обратного пути. Этот козел отпущения уносил на себе грехи всего народа и не возвращался обратно. Возможно, вы лучше поймете записанное в 16 главе книги Левит, когда вы проследуете в Гефсиманский сад и услышите горячую молитву Христа, увидите Его слезы и увидите Его мучения.
Что же там происходило? Отец возложил на Своего Сына Иисуса грехи всех нас. Все грехи всего человечества от Адама и до конца времен вся вина, все гнусные грехи, всякое непослушание Богу, всякое отступничество, всякий погибший грешник, нарушивший законы Божьи и поправший Его милость. Всякий грех! Аллилуйя! Все грехи были возложены на Иисуса здесь, в Гефсиманском саду. Исайя произнес пророчество об искуплении, совершенном Христом: «Бог возложил на Него беззакония всех нас». Друг мой, у меня есть для тебя благая весть. Если твои грехи были возложены на Христа, то ты можешь прославить Его за дарованную свободу.
Уплачено сполна
Твои грехи были возложены на Иисуса, Он уплатил за все сполна, уплатил навеки. Он уплатил за твои грехи. Не позволяй дьяволу подходить к тебе и говорить, что эти грехи не прощены. Их больше нет. Иисус сполна уплатил за них. Теперь я в долгу перед Ним.
Взгляни на Иисуса, простертого на земле. Трудно поверить в это. «Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего». Чуть позже Он говорит пришедшим Его арестовывать: «Теперь ваше время и власть тьмы». Эту тьму, наступившую в Гефсимании, нельзя объяснить иначе, чем присутствием князя мира сего и сил тьмы. Всю свою дьявольскую силу они направили на то, чтобы поразить Сына Божьего. Некоторые проповедники говорят, что дьявол старался убить Иисуса до того, как Он взойдет на крест. Это разрушило бы достоверность пророчеств Писания. Это бы разрушило Божий план спасения. Иисусу должно было умереть на кресте. Дьявол пытался удержать Его от креста. Но благодарение Богу, что Иисус истекал кровью на кресте вместо меня.
«Если возможно». Но это было невозможно. Не было никакого другого способа спасти нашу с вами душу. Безгрешный Сын Божий был осужден вместо нас, чтобы мы получили свободу. И я думаю, что в этом весь смысл Гефсимании. Иисус взял на себя мою вину, и эта вина давила и терзала Его. Я узнал о том, как омерзителен мой грех. Люди моего поколения говорят, что грех – это что-то не слишком серьезное, просто промах, нечто недостаточно хорошее. Какое заблуждение! Грех – это самая омерзительная и гадкая вещь в мире! Когда мой грех был возложен на Иисуса, я увидел Его пот, как капли крови, падающим на землю и вопиющим к Отцу: «Если возможно, найди иной способ спасения людей!» Но иного способа нет. Благодарение Богу, что он занял наше с вами место на кресте. Слава Богу!
Ты можешь повторить это вслух? Слава Богу!
Г. Г. Барбер “Иисус – Господь!”