Духовное прозрение
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Откр. 3:18
Какой путь, какое средство мы избрали бы для своего духовного прозрения? А каким путем и каким средством Господь открывает наши духовные очи? Об этом-то лекарстве мы и порассуждаем сегодня вместе с вами.
Однажды к Иисусу привели слепого человека и попросили возложить на него руки. Но Иисус взял этого человека, и вывел вон из селения, и, плюнув ему на глаза, спросил, видит ли что? Слепой ответил: «Вижу проходящих людей, как деревья». Тогда Иисус возложил на него руки, и он стал видеть все ясно (см. Мр. 8:22-26). Слава Богу!
Какое горе, когда мы видим людей, как деревья. Надо сказать, что мы что-то видим, но Господь хочет, чтобы мы видели все ясно. Первое, на что хочется обратить внимание, это то, что Иисус плюнул на глаза слепого. Переживание должно быть из неприятнейших, но слепой не обиделся, не разозлился, не ушел, но смиренно ответил: «Вижу…» Первый этап исцеления осуществлен, испытание пройдено. Слепой прозрел, но степень исцеления не удовлетворила Иисуса. Отпустить человека, который видит людей, как деревья, очень опасно. Сколько он «наломает дров»! Когда муж смотрит на свою жену, как на (бесчувственное) дерево, то он рубит сплеча, а если жена смотрит на мужа, как на дерево, то пилит, пока не перепилит. Представьте, что вдруг мы перестали бы отличать людей от деревьев, – как это страшно! Ангелу Лаодикийской церкви Господь сказал: «… и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:18).
Видимо, в те далекие времена существовали глазные мази, капли или еще что-нибудь. Сегодня в медицине множество лекарств. Но у Иисуса Христа была особенная мазь – это Его слюна. Не знаю, кто пошел бы к окулисту, который плюет на глаза или мажет глаза грязью. Давайте вспомним девятую главу Евангелия от Иоанна. Иисус плюнул на землю и сделал брение из плюновения. На самом деле, это была самая обыкновенная грязь. Наверно, Иисус взял эту грязь с земли, положил на ладонь, размешал, а потом помазал брением глаза слепому. И это еще не все. Иисус сказал ему: «Пойди на купальню Силоам и умойся». Иисус даже не сказал ему, что он прозреет. О, это великое испытание. Врач плюет на глаза и мажет грязью. Да кто пойдет к нему? Конечно, Иисус мог исцелять только словом, что Он и сделал Вартимею, сыну Тимееву. Одно только слово: «Прозри», – и глаза открылись. Не мог ли Иисус и в этих случаях поступить так же? Но Он Бог, и Ему лучше знать, кому и что нужно.
Мы можем представить родителей, видевших действие Иисуса. Их сына, слепого сына, Иисус испачкал грязью, Он помазал грязью глаза. Можно назвать мягче, как в Евангелии, – брением. Но факт остается фактом: кашица из грязи. Для родителей это большая неприятность, унижение, насмешка. А для фарисеев это повод для критики. Для учеников – недоумение, а для самого слепого – обида. Только для Иисуса все ясно и понятно; Он, любящий Господь, имеющий сострадание и милосердие, исцеляет слепого. Не мы избираем пути для исцеления, а Он, как написано: «…ни ваши пути – пути Мои» (Ис. 55:8). Слепой проходит весь необходимый путь (курс лечения), умывается и прозревает. Слава Богу! Что мы можем увидеть в этом брении, как мы можем его истолковать? Да, это Слово Божие. Написанное Слово Божие. Брение, которым Иисус помазал глаза слепому, состояло из двух частей: земля и слюна Иисуса Христа.
Когда мы читаем, то соприкасаемся с брением (для мира это грязь), простые черные буквы, но наполненные Духом Иисуса Христа. Для нас это сила Божия, это лекарство, это мазь для исцеления наших глаз. Еще брением может быть болезнь, гонения, скорби и т.п. Например, праведник Иов испытал на себе действие этого брения или грязи. Написано: «Он бросил меня в грязь…» (Иов 30:19). Это не случайность, не шутка судьбы, не ошибка, а план для прозрения. Вот что говорит Иов, полностью пройдя курс лечения: «И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал, о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:1-6). Пророк Иеремия тоже для чего-то был погружен в грязь (Иер. 38:6). Для праведных это всегда благословение, приводящее в Силоам, т.е. к покаянию.
И в заключение скажу о смоковнице, которая три года не приносила плода. Хозяин хотел ее срубить, но виноградарь сказал: «Оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13:6-9). Весьма неприятно ступить в навоз. Здесь сказано о навозе. Оказывается, для принесения плода в некоторых случаях навоз просто необходим. Окопать – это значит вскрыть корни, привести к исповеданию, а навоз – это отличное лекарство. Этим навозом могут быть и обстоятельства жизни, и люди, так необходимые для нашего плодоношения. Думаю, что не случайно, например, маленькое государство Израиль окружено огромным арабским миром. Это для того, чтобы они приняли Христа.
Брат Яша (г. С-Петербург)