Вечеря Господня. Часть 2.
Что Библия говорит о хлебе и вине?
В третий раз Иисус собрался со Своими учениками совершить пасху накануне Своей смерти.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая в оставление грехов» (Мф. 26:26-28).
Иисус сосредоточил внимание учеников на хлебе и вине, ничего не говоря об агнце и горьких травах, таким образом Он давал устав Новозаветной Пасхи. Далее Иисус говорит: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
На протяжении двадцати веков Церковь Господа Иисуса Христа свято хранила этот устав, черпая силы из нескончаемого источника благодати Божией. Христиане не знают большей святыни, чем Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Среди гонений, инквизиций, под угрозой смерти, в домах, в лесах, в катакомбах святые Нового Завета жаждали причаститься к Телу и Крови своего Господа. Переплавленные в страданиях, они были всегда готовы коснуться святыни, их объединяла Христова любовь, единство веры и познания Сына Божия. Последним желанием многих святых была молитва, исповедь и причастие. Они были обрезаны обрезанием Христовым, что позволяло им участвовать в Вечере Господней. Ветхий Завет запрещал участие необрезанного в пасхе, равно если и обрезанный не принимал участие в пасхе, то в том и другом случае эти люди были истребляемы из общества Израильского.
Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 1 Кор. 10:16
Итак, что Библия говорит о хлебе и вине? Хлеб, состоящий из многих зерен – один. Чаша, в которой находится сок многих ягод – одна. Хлеб и чаша с вином говорят о единстве, о чистоте и о жизни. Исследуя Писания, мы заметим, что о хлебе и о чаше с вином говорится чуть ли не с первых страниц Библии.
Авраам и Мелхиседек
Первым очень ярким упоминанием является история Авраама, избавившего от врага своего племянника Лота. Итак, Авраам возвращается с войны, а навстречу ему выходит Мелхиседек, царь Салима. Царь Салимский выносит Аврааму хлеб и вино. Библия говорит, что он был священник Бога Всевышнего, царь правды, или царь мира, он уподобляется Сыну Божиему: без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни – благословляет (возлагает руки, – от автора) Авраама-патриарха, в чреслах которого находится Левий – будущий священник, принимающий десятины от всего народа. Авраам дает десятую часть Мелхиседеку.
Кто же этот Мелхиседек? Человек? Ангел? Христос? Это имя только трижды упоминается в Библии (Быт. 14:18; Пс. 109:4; Евр. 7:1). Это имя священника, чин которого был непревзойденным. Даже сам Аарон, находившийся в чреслах Авраама и имевший чин первосвященника, поклонился (- от автора) Мелхиседеку, который является как прообразом Иисуса Христа, так и тем существом, в котором пребывал Христос. Конечно же, хлеб и вино, предложенные Мелхиседеком Аврааму, говорят нам о ломимом Теле и пролитой Крови Господа нашего Иисуса Христа, но остановимся здесь и не станем заглядывать туда, куда не дано нам заглянуть. «Сокрытое принадлежит Господу» (Втор.29:29). Не каждому дано заглянуть под крышку ковчега Божиего (1 Цар. 6:19).
История Иосифа
Следующим местом описания хлеба и чаши является история Иосифа, точнее история двух царедворцев фараоновых: хлебодара и виночерпия. Они провинились и по приказу фараона оказались в темнице, где под стражей содержался Иосиф. В одну ночь царедворцам снятся сны, каждому сон особого значения. Одному о чаше, а другому о хлебе. Очень странные сны, но Иосиф, имея мудрость от Бога, истолковывает им эти сны.
Виночерпий говорит, что он видел виноградную лозу, на лозе три ветви, лоза принесла ягоды, которые он выжал в чашу и подал эту чашу фараону. Иосиф говорит: «Три ветви – это три дня…» А что означает виноградная лоза? И действительно, через три дня виночерпий вышел из темницы и подал чашу в руку фараона.
Хлебодар видел три корзины, наполненные всякою пищею, изделиями пекаря, и птицы клевали ее из корзины. Иосифом это было истолковано так: «Три корзины – это три дня, через три дня фараон снимет с тебя голову твою, и повесит тебя на дереве; и птицы небесные будут клевать плоть твою с тебя» (Быт. 40:19).
Тут возникает сразу несколько вопросов: что это за птицы, питающиеся не хлебом, а мясом? Что напоминает нам дерево, на котором хлебодар был повешен? Эти два царедворца – два человека, знаем ли мы их имена? Кого напоминает нам хлебодар? Ведь через некоторое время великим хлебодаром сделается Иосиф. Выйдя из темницы, он станет человеком весьма могущественным, человеком, в чьем распоряжении будет весь хлеб Египта. От него зависела жизнь всех народов, и даже Израиля.
Но до этого положения его ожидают многие годы страдания и горечи. Давайте проследим, насколько это возможно, путь и жизнь Иосифа: «Иосиф, семнадцати лет, пас скот… Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих… и сделал ему разноцветную одежду» (Быт. 37:2-3). Братья же возненавидели Иосифа, так как он был любимым, имел красивую одежду и имел откровения от Бога. Иосиф доводил до отца своего худые слухи о братьях своих. Видимо, люди, знавшие братьев Иосифа, обсуждали их поведение и их худые дела, и Иосиф слышал об этом.
Братья Иосифа тоже были пастухами, и однажды отец отправил их пасти скот в Сихем. Это место имело в округе около восьмидесяти источников и плодоносную долину у подножия горы Гаризим, на которой было объявлено благословение для Израиля (Втор. 27:12). Однако, когда по поручению отца Иосиф пришел в Сихем навестить своих братьев, он не нашел их там. Некто сказал Иосифу, что они пошли в Дофан (Быт. 37:17). Дофан был расположен на караванной дороге из Сирии в Египет, в нескольких километрах к северу от Сихема. По всей видимости, братья Иосифа не очень-то заботились о скоте отца своего. Их больше привлекал караванный путь, где можно было что-то купить или продать, чем злачная Сихемская пажить. Вот туда-то, в Дофан, и пришел Иосиф. Его приход являлся обличением для братьев. Это уже не слухи: Иосиф сам становится очевидцем их дел. Видимо, это подозрение было и у Иакова, потому-то он и послал сына своего навестить братьев.
Библейская история рассказывает нам, что, увидев приближающегося Иосифа, братья стали умышлять против него, чтобы убить его. С Иосифа снимают разноцветную одежду, закалывают козла и кровью козла марают эту одежду. Самого же Иосифа продают за двадцать серебреников Измаильтянам, идущим караванным путем в Египет. Пройдут многие годы разлуки с отцом, годы, проведенные в тюрьме, прежде чем Иосиф вновь встретится со своими братьями. Теперь он хозяин положения, он властелин, а братья нуждаются в хлебе. Иосиф открывается братьям своим, говоря о том, что все происшедшее с ним было по воле Божией, что впереди еще пять лет голода, и что он, Иосиф, будет питать их хлебом, которого достаточно, чтобы сохранить жизнь своих родных.
Иосиф – прообраз Христа
Иосиф является ярким прообразом Иисуса Христа: Иисус Христос – Пастырь; Его братья по плоти, Израильтяне, вожди народа, первосвященники и старейшины – тоже пастыри, которым Бог заповедал пасти народ Израильский. Но, подобно братьям Иосифа, они пасли народ для своей корысти и славы. Отец Небесный послал Сына Своего Единородного, чтобы навестить братьев, остановить их в их зле, спасти их от грехов их, как написано: «Пришел к Своим, и Свои Его не приняли» (Иоан. 1:11). Свои продали Его, сняли с Него одежду Его, избили, изранили и распяли на кресте. Но Иисус Христос воскрес из мертвых. Он показал Свое израненное, ломимое Тело Своим ученикам. Он стал этим хлебом, дающим жизнь миру. Этого хлеба достаточно, чтобы прокормить всех алчущих и жаждущих правды.
Через Свою смерть и воскресение Христос открыл вход в Небесную житницу, где есть хлеб жизни. Никогда и никто, кроме Иисуса Христа, не заявлял о себе так: «Я есмь хлеб жизни» (Иоан. 6:48). «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя», – говорил Господь (Иоан.6:51). «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровъ пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6:53-56). И на последней вечере Господь открывает Своим ученикам, что Его Плоть и Его Кровь – это хлеб и вино, которые Он благословляет и предлагает им.
<<< Часть 1. Пасхальный Агнец и пресный хлеб.
Часть 3. Как правильно относиться к Телу и Крови Господа. >>>