Большие и малые грехи
Давайте обратимся к Евангелию от Луки 7:36-50
36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. 37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром 38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. 39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. 40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. 41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? 43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. 44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; 45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; 46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. 47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. 48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи. 49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? 50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Этот случай произошёл в начале служения Христа. Его пригласили в дом фарисея. Его пригласили по той причине, что Он был очень популярен, и фарисеи хотели понять, кто Он такой, лжепророк или нет. Их устрашала Его популярность, поэтому они решили проверить Его.
Итак, Его пригласили в дом фарисея на официальный приём.
Симон был одним из состоятельных людей города (вероятно, Капернаума). Действие происходило во внутреннем дворе его дома. Т.е. они трапезничали на улице. Симон, фарисеи, их приближенные, Иисус – все они общественные деятели, поэтому проходящие мимо люди могли остановиться, чтобы понаблюдать и послушать. Но они не могли присоединиться к приёму пищи.
У Симона были обычные стол и стулья, однако в то время на официальных приёмах они не использовались. Вместо них ставили низкий стол, принимая пищу полулёжа на земле, опираясь на левую руку, правой брали кушанья. Таким образом, ноги, которые считались нечистыми, располагались как можно дальше от стола.
Иисус был вместе с ними. Вокруг собралось много наблюдателей. Кто-то уже ушёл, кто-то только пришёл.
Чем пахнет любовь?
Вернёмся к стиху 37.
37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром 38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
Всего за минуту, ситуация стала неловкой. Это был маленький город, все знали друг друга. Все знали, что это распутная женщина, печально известная грешница. Вероятно, эта женщина занималась проституцией. Она наблюдала за приёмом, хотя это было строго запрещено. Только мужчины имели на это право. Однако, возможно, её допустили, потому что она уже была в этом доме. Может, это предположение притянуто за уши, а может и нет. Она не только слушала, она пересекла все границы дозволенного. Наблюдателям было положено стоять на определённом расстоянии, не подходя ближе. Она нарушила и этот запрет тоже. Её не должно было быть там.
В Библии говорится, что она узнала, что Иисус на приёме. Это значит, что она слышала о Нём ранее или встречала Его. И на неё это оказало огромное влияние. Потому она пришла. Вот она у Его ног. Она начинает рыдать, не имея возможности контролировать себя. Она берёт свои волосы и начинает омывать ими запачканные ноги Иисуса. Он, как и все остальные, ходил в сандалиях, потому, разумеется, Его ноги были в песке и были грязными. По обычаю, Симон должен был омыть Его ноги, но мы знаем, что он этого не сделал. И вот эта женщина, рыдая, совершает возмутительный поступок, она наклоняется у ног Иисуса так, чтобы её волосы касались их, и начинает их мыть. Этот поступок считался настолько возмутительным, что с тем же успехом женщина могла выйти на площадь и оголиться перед толпой. Настолько это было неправильно в глазах людей. Они были шокированы до глубины души.
Женщина рыдая, мыла своими волосами Его ноги и мазала миром. Аппетитные запахи кушаний притупились, уступив место запаху совершенно иному. То был запах любви и служения, восхищения и привязанности. В такие моменты люди роняют еду.
Хочу обратить внимание на следующий факт. Женщина принесла с собой алавастровый сосуд. Вероятно, он висел у неё на шее. Очень-очень дорогой. Он стоил годовой зарплаты. Говорят, женщины, зарабатывающие проституцией, использовали благовония. Помазав миром Его ноги, она как бы говорит, что благодаря тому, что Иисус сделал для неё, это благовоние ей больше не нужно. Он изменил её жизнь. Она больше не будет заниматься проституцией. То было покаяние. Она оставила своё прошлое. Теперь её будущее чудесно, потому что она прощена.
Вернёмся к ситуации. Итак, трапеза, конечно же, была прервана. Симон подумал: “Разумеется, этот человек не пророк!” Симон решил, что Он лжепророк, потому что иначе Он бы знал, что за женщина прикасается к Нему. А женщина рыдала и отирала грязные ноги Иисуса, и ей было всё равно. Это совершенно немыслимая ситуация. Но Иисус не кричит на неё: “Что ты творишь, женщина?!” Он не извиняется перед фарисеями: “Не обращайте внимания, знаете, у меня много фанатов. Охрана, пожалуйста, сопроводите!” Он реагирует непредсказуемо. Что же Он делает? Он позволяет ей продолжить! Разумеется, они думают, с Иисусом что-то не так. Это ужасно, мерзко, этому нет оправданий! Почему Он позволяет? Ему это так нравится? Ему нужны обожатели? НЕТ. Он поступает так, потому что Он наслаждается ароматом Божьей благодати, изменившей жизнь этой женщины. Он позволил ей продолжить, потому что Он вдыхает аромат покаяния.
Нам следует понимать, что это не одобрение её образа жизни. Иисус говорит: “прощаются грехи её многие”. Он ни в коем случае не поддерживает её прошлой жизни. Он прощает её, потому что она раскаялась. Если вы всего однажды познали подобную благодать, ваша жизнь меняется навеки. Вам нет пути назад.
Который из них более возлюбит его?
Он знает, что толпа в ужасе. И вот что происходит в стихе 40:
40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. 41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
Напомню, что всё это происходит на глазах у широкой публики. Он задал вопрос, и фарисей вдруг стал учеником. Это очень неловкий момент, т.к. он не просто отвечает на вопрос, он отвечает перед наблюдателями. “Думаю”, – отвечал Симон (занятно, что он говорит «ДУМАЮ», правда?), – “тот, которому более простил”. Иисус сказал: “Правильно ты рассудил, Симон”. Иисус будто говорит ему: “Рассудил как судья. Ведь ты и есть судья, потому как ты судил меня с тех самых пор, как я пришёл сюда”. Я обожаю следующий стих, потому что в нём есть одна очень яркая деталь:
44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал.
Обратите внимание, он смотрит на женщину, когда говорит к Симону.
Видишь ли ты эту женщину как она есть? Потому что я знаю, ты не видел Меня. Ты не омыл Мне ноги, хотя это традиция, омывать гостю ноги. Ты не сделал этого. А она сделала. Ты целования мне не дал, хотя это было принято, она же целует мои ноги. Ты не помазал Мне голову маслом, хотя, учитывая климат, это тоже было нормой поведения. Она же мажет этим потрясающим благовонием мои ноги.
Возможно, она сделала всё это потому что видела, как презрительно отнеслись к Иисусу в доме фарисея. Она видела всё. Она видела, что Его не приветствовали, как положено гостю. Возможно, она думала: «Если они не сделают этого, я сделаю. Потому что я знаю, Кто Он на самом деле.» Понимал ли Симон, что она сделала то, что должен был сделать он? Что она сделала это так, как он бы никогда не смог. Она сделала это с великой любовью.
«прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит»
Стоит понимать, что спасла эту женщину не ЕЁ любовь к Иисусу, а любовь ИИСУСА к ней.
Иисус говорит Симону, что эта женщина знает свои грехи, она полностью признаёт их, она не винит остальных, не оправдывается её происхождением, отношением её родителей к ней. Она признает все свои грехи, и Он прощает её. Симон же считает, что ему не нужно ничье прощенье. Иисус говорит:
«у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? 43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил.»
Проблема Симона заключалась в том, что он постоянно сравнивал себя с другими, он сравнил себя с этой женщиной, но он никогда не сравнивал себя со святым праведным Богом.
У Симона было всё. Он ходил в церковь, он знал права, ритуалы, правила и право, но он не понимал сущность Бога, потому он даже не понял, что Сын Бога, сидит за его столом.
Каково это, не знать?
Знаете ли вы каково это, не знать? Вы скажете: “Если я что-то не знаю, мне стыдно…” Нет, это значит, что вы осознаёте, что вы не знаете. Значит, вы понимаете. Только после вы смущаетесь, чувствуете себя глупо, потому что вы ПОНЯЛИ, что не знаете. Знаете ли вы, каково, не знать? Потому что пока вы не знаете, вы продолжаете идти по тому же пути. Когда вы не знаете, вы продолжаете делать то, что делали, потому что у вас не может появиться даже мысли о том, что нужно что-то менять. Вы не знаете, что вы не знаете. Мы можем сидеть, слушать Слово Божье и не знать, даже не осознавать. И мы продолжим жить, как жили, идти в темноте, потому что мы не знаем. Господи, покажи нам, открой нам глаза, чтобы мы смогли узнать. Чтобы мы знали, что мы в присутствии любящего, праведного Бога.
Смысл притчи Иисуса заключался в том, что у обоих должников не было, чем заплатить. Оба должны были отправиться в тюрьму. Однако заимодавец простил обоим. Но Симон не считал себя должником. Подумайте: “кому мало прощается, тот мало любит.” Можно ли простить мало? Что ж, если распределить грехи по категориям, это возможно. Если классифицировать грехи, как малые и большие, то можно простить мало.
Когда Симон думает о больших грехах, он думает о других людях, о той женщине, которая у ног Иисуса. Но когда он смотрит на себя, он видит малые грехи. Что такое большой грех? Убийство, педофилия, терроризм? Мой же грех маленький. Я всего-то украл газету соседа. Об этом знаю только я. Никто ничего не может доказать. Можно ли сравнить такую мелочь с убийством? Но Библия говорит, что нет никакой разницы. Больших и малых грехов не существует. Тот, кто умаляет грех, не думает о Боге.
Хочу перефразировать. Если вы видите свой грех как малый, ваше понимание Иисуса также мало и любовь ваша мала. Если вы видите свой грех малым, значит то, что сделал Иисус на кресте, для вас также мало. Тогда и любовь ваша не может быть большой. Разговаривали ли вы с людьми, которые считали свои грехи ужасными и будучи прощены, будучи спасены Богом от тьмы, познавшие Его любовь и благодать, видели ли вы, как они благодарны, как они кричат: “Я свободен!”
Бог не прощает много или мало, Он прощает всё или ничего. Мои малые грехи были прощены, что тут такого? Вот их грехи большие, ужасные, посмотрите на них!
Нет, на самом деле они одинаковы.
Симон не понимал, что духовно он был куда беднее чем женщина, которую он презирал. Потому что он не знал, что ему нужно прощение.
Вопрос для вас: считаете ли вы свой грех малым? Насколько очевидна ваша любовь к Богу? Потому что любовь этой безымянной, безмолвной женщины была велика. Если благодарность этой женщины была признаком прощения, какой признак отсутствия прощения в вашей жизни? Учитывая всё, что Он для вас сделал, велика ли ваша любовь к Нему или мала?
Склонны ли вы судить людей? Делите ли вы грехи на малые и большие? В ту самую минуту, когда вы делаете это, когда вы уменьшаете собственные грехи, вы уменьшаете значение страданий Иисуса на кресте. Помните, совершив самый незначительный грех, вы уже нарушили закон, вы уже согрешили.
Боже, помоги нам осознать, как сильно мы нуждались в Тебе. Помоги понять, каким бы не был наш долг, мы не можем оплатить его. Ты показал нам любовь, и теперь мы знаем, что Ты совершил ради нас, какую цену заплатил за все наши грехи и позор. Мы Твои вечные должники.
Дейл Оквист
перевод Гальцевой А.