Библейская нумизматика. Лепта. Денарий

Библейская нумизматика. Часть 4. Лепта. Денарий.

В евангелиях особое место занимают притчи, к их помощи Иисус Христос прибегает, дабы бы сделать свою проповедь, более доступной для простых людей. И что интересно, очень часто в притчах присутствуют различные денежные единицы того времени.

Например, известная притча «О лепте бедной вдовы».

Описание монеты: Лепта (мелкая, бронзовая монета, Иудея). Александр Яннай (Йехонатан), Династия Хасмонеев.(103–76 гг. до н. э.)
Aверс – Восьмиконечная звезда, между лучами надпись на иврите «Царь Йехонатан»
Реверс – Перевернутый якорь, надпись «BAΣIΛEΩΣ AΛEΞANΔРОY»
Вес – 1.7 г. Диаметр- 15 мм.

По-гречески «Лепта» λεπτόν значит «без кожуры», в значении тонкий, маленький.

Эта монета носит название “Лепта вдовы” и упоминается в евангелиях от Марка и от Луки. Считается, именно такие монеты были у бедной женщины:

От Марка глава 12, стих 41-44:

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое».

У монеты из притчи есть реальный исторический прототип.

Мелкая бронзовая монетка лепта, и побольше – прута, чеканились при Александре Яннае, царе и первосвященнике Израиля в 103-76 г.г. до н.э. Это монеты минимального достоинства, имевшие хождение в Иерусалиме при жизни Христа. Они были тонкими, небрежно, грубо отчеканенными, обычно со смещением центра и на малых заготовках. Легенды практически не читаемые.

На лицевой стороне изображение якоря (позже ставшего одним из христианских символов). Якорь изображен перевернутым, как если бы он свисал с борта лодки, будучи готовым для использования. По кругу имя царя «BAΣIΛEΩΣ AΛEΞANΔРОY».

На реверсе восьмилучевая звезда, окруженная диадемой (сплошной круг, иногда выглядит как колесо), еврейская надпись «Иехонатан царь» между лучами.

То, что монеты именно этого типа упоминаются в притче о бедной вдове – косвенно подтверждается в ходе археологических раскопок и находками в Иерусалиме кладов с монетами Александра Янная, датированных началом 1 века н.э.

Большинство античных монет в евангелиях Матфея, Марка и Луки упоминается в практическом аспекте – Лепта бедной женщины, внесенная в пользу Храма – мелкая медная монета, ходившая в Иудее. Так же и римский серебряный денарий являвшийся тогда универсальной международной валютой. Денариями исчислялась заработная плата и налоги. Житель провинции Иудея, как и любой другой провинции, где стояли римские легионы, обязан был в год уплачивать по одному денарию налогов, которые уходили в Римскую казну.

«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак ,скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли». (Мф.22.17)

Эпизод с «денарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия и относится к периоду проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме.

Набирающего популярность проповедника попытались скомпрометировать фарисеи. Как бы испытывая его мудрость, Иисуса спросили, нужно ли платить налоги цезарю?

Очень болезненный вопрос для покоренной римлянами провинции Иудеи!

Ответ «да» дискредитировал бы его перед патриотичными евреями, и вдобавок, оказался бы богохульством.

Ответ «нет» можно было бы расценить как призыв к мятежу и использовать его для обвинения в организации восстании.

Иисус попросил показать «монету, которою платится подать». Ему принесли денарий и на уточняющий вопрос «чьё это изображение и надпись?» ответили: «кесаревы».

В оригинальном тексте употреблено слово δηνάριον (dēnarion). Традиционно считается, что это был римский динарий с изображением правившего тогда императора — Тиберия.

Среди нумизматов тем самым «денарием кесаря» принято считать монету с изображением Тиберия и надписью «Ti(berivs) Caesar Divi Avg(vsti) F(ilivs) Avgvstvs» в переводе полная легенда читалась бы так: «Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа». На реверсе сидящая женская фигура, возможно, Ливия (Мать Тиберия и жена Августа) в образе богини мира Пакс.

Денарий Тиберия. Вариант № 1.

Денарий Тиберия. Вариант № 2.

Продолжение следует

Алексей Фоминых

mdregion.ru


Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
0
Будем рады узнать ваше мнение.x