Глава 8
АВВАКУМ
Почему свободно существует зло
Книга Аввакума начинается с вопля отчаяния и заканчивается победоносным возгласом. В середине книги вы увидите слова, которые перевернули мир: «Праведный верою жив будет» — лозунг Реформации (Авв. 2:4) Как перейти от отчаяния к победе? Как перейти от отчаяния к победе? Как перейти к этому от начала книги, где пророк жалуется, что Бог ни во что не вмешивается, и обстоятельства становятся все хуже и хуже. Как от этого восприятия перейти к заключительным стихам Аввакума, где пророк говорит: «Я буду радоваться о Господе, и веселиться о Боге спасения моего». Как перейти от пустыни к цветущему саду, от отчаяния к ликованию?
«Праведный верою жив будет». Это ключ ко всему. Это тайна. Аввакум пророк веры.
После долгих лет борьбы, и душевных мук, монах Мартин Лютер на коленях поднимался по священным ступеням Скала Санкта в Риме. И Дух Божий проговорил к его сердцу истину, несущую освобождение (Авв. 2:4) Он поднялся с колен для того, чтобы принести в мир …реформацию. Сын Д-ра Лютера, Д-р Пол Лютер рассказывает о том, что случилось с его отцом. Вот его слова: «Когда он читал молитвы на Латеринских ступенях, слово пророка Аввакума вдруг прозвучало в его разуме: «Праведный верою жить будет». Тотчас кончив молитвы, он возвратился в Виттенбург, считая это началом нового учения.
Сам Лютер рассказывает в своих записях: «Когда с помощью Духа Святого я понял эти слова «Праведный верою жив будет», я почувствовал, что будто родился заново, новым человеком. Через открытую дверь я вошел в Царство Божие». Лютер понял с помощью света просиявшего с небес, что спасенье нельзя получить делами, или искуплением, молитвами, слезами, служением, или жертвой. Напротив, Бог оправдывает грешников через веру в искупление, которое Христос совершил на Голгофском кресте.
«Праведный верою жив будет». Этот стих трижды цитируется в Новом Завете. Доктор Пирсен подчеркивает, что в послании к Римлянам 1:17 говорится о праведных. О том, как Бог оправдывает грешников по вере в искупление на кресте. И поэтому, когда Павел цитирует Аввакума (Рим.1:17) ударение падает на слово праведный. Когда Павел цитирует эти слова в послании Галатам, где он противопоставляет веру делам (3:11), он делает ударение на слово вера. Праведный верою жив будет. В послании к Евреям этот ветхозаветный стих цитируется вновь (10:38), но здесь, выделено слово, жив. Праведный, т.е. человек, оправданный Богом, будет жить верою в Сына Божия, Который возлюбил его и отдал Себя за него.
Несомненно, Аввакум был левитом, и служил при Иерусалимском храме, нес музыкальное служение. Вполне очевидно, что он имел отношение к музыке, т.к. в конце своей короткой книги он дает сноску: «Начальнику хора». Тем не менее, об Аввакуме известно очень мало. Мы не знаем его происхождение. Ничего не известно о его семье, родителях Единственное, что нам известно, это то, что он был одаренным поэтом и пророком. Его книга длиной в 56 стихов уникальна. Это не проповедь. Это не биография. Скорее, это разговор с Богом.
Разговор с Богом
На полях своей Библии я сделал пометки: кому принадлежат эти слова. Слова 1:1—4 принадлежат Аввакуму. Затем говорит Бог — 1: 1 — 15. Аввакум отвечает — 1:12—17. Вторая глава начинается словами Аввакума о том, что он хочет сделать. Со второго стиха и ниже Бог отвечает через пророчество. Действительно, это разговор с Богом.
Если Аввакуму было трудно, он нес все к Господу. Это прекрасно. В одном старом псалме поется: «Краткая беседа с Иисусом — и все будет в порядке». Если у вас есть проблемы, если что-то вас тяготит, если у вас есть нужда, или путь преградила гора, которую вы не можете преодолеть, или река, через которую вы не можете перебраться, нужно обратиться к Господу. Аввакуму было трудно. И он горячо молится за духовное обновление своего народа. Он молит Бога о пробуждении. И все это время он наблюдает как общество все глубже и глубже подвергается духовному и социальному разложению.. Кажется, что Бог ничего не делает. Кажется, что Он остается глух к молитвам. Кажется, что Богу все безразлично. «Доколе, Господи, я буду взывать, и ты не слышишь?»
Современная проблема
С этой проблемой, время от времени, сталкивается каждый. Это коротенькая книга Аввакума очень актуальна. Здесь затрагивается то, с чем соприкасаемся мы. Кто из нас не боролся с противоречиями между тем, что происходит вокруг нас, и нашей верой в добро и всемогущего Бога? Мы верим, что наш Бог отвечает на молитвы. Мы верим в милосердного и любящего Бога. Бога, Который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил. Бога, Который обильно наделит нас Своей благодатью, Который восполнит наши нужды. Имея такую веру, у вас вдруг умирает от рака любимая дочь. Но ведь вы молились и другие люди молились. Нам не понять этого. Нечестный товарищ по работе обманывает вас. И вы говорите: «Я желал чтить Бога, поступать правильно, а теперь все рассыпалось». Вам трудно это понять. Если бы Бог был благ, но не всемогущ, понять было бы легче. Можно было бы понять, если бы Бог имел желание вам помочь, но Он был бы не в силах сделать это. Но вы верите в благого и всемогущего Бога. Если бы Бог был всемогущ, но не благ, понять было бы легче. Вы бы сказали: «Ему просто все безразлично. Ему нет дела». Но вы верите в Бога, Который не только благ, но и всемогущ.
Как сохранить веру в Бога, Который имеет силу сделать все, а грех преизобилует даже тогда, когда народ молится. Наше общество изъедено идеями философии «Плейбоя», которые ставят удовольствие превыше всего в жизни. Рушатся семьи. Растет число преступлений. Поколение растет духовно безграмотным, в то время, как церкви так мало внимания уделяют Воскресным школам, и вся система образования день от дня становится все более языческой. Наркотики, разводы, разврат — все это умножается в нашем обществе, в то время как христиане молятся, в то время, когда говорят о том, что необходимо пробуждение. Средства массовой информации сообщают, что Майкл Джексон откупился от судебного разбирательства, заплатив от 5 до 17 млн. долларов, и продолжает быть всеобщим идолом. Услышав подобное, вы скажете: «Что же случилось с нашим миром?» Спустя четверть века после Вудстокского рок-фестиваля, воплощения скверны и упадничества, «Ньюс-Уик» охарактеризовала его как время секса, наркотиков и рок-музыки. Теперь, через 25 лет, наше противоречивое общество с почтением пытается восстановить Вудсток, вместо того, чтобы пасть на лица свои и раскаяться в содеянном. Единственное, с чем можно сравнить Вудстокский рок-концерт, это с тем, что сделали израильтяне вокруг золотого тельца, когда Моисей был на горе.
Народ молится. Бог благ. Бог всемогущ. Аввакуму было нелегко. Может быть, вам тоже нелегко. Часто государственный Верховный суд принимает решения, словно не знает, что существуют 10 заповедей, данных нам Богом. Аввакум был подавлен. Он говорит: «Доколе, Господи, я буду взывать, а ты не слышишь? Буду вопиять к Тебе о насилии, а Ты не спасаешь?»
Вера создает трудности
У неверующих все просто. Они не ожидают, что что-то может случиться. Они не верят, что Бог может вступиться. Они не верят, что Богу все не безразлично. Они просто принимают жизнь такой, как она есть. Они расправляют плечи, не ожидая ниоткуда милости или поддержки. Что бы ни случилось, они думают: «Такова судьба». Трудности появляются, когда приходит вера. Тогда, когда вы начинаете верить, что Бог велик во благости и могуществе. Вот тогда и появляются трудности. Старый раввин, в Аусвице, глядя, как евреев сотнями загоняли в газовые камеры, поднял к небу кулак и сказал: «Я больше не верю в Бога!»
Трудно понять. Если Бог благ и всемогущ, то почему Он допускает такое?
Итак, Аввакум пророчествовал, когда иерусалимляне забыли о пробуждении, о реформах, которые были проведены при царе Мана- сии. Об этом можно прочитать во 2-й книге Паралипоменон 33 гл. Они забыли о пробуждении во времена царя Иосии (об это говорится в 34 главе). Израильтяне стали самодовольными. Их давний враг (Ассирия, Ниненвия) был уничтожен, как было предсказано Наумом. Теперь, живущие в Иерусалиме в своем самодовольстве, забыли Бога. Преуспевает насилие и беззаконие. В порядке вещей — жадность и коррупция. В итоге, человек Божий Аввакум, скорбящий об обществе, скорбящий о людях, вопиет к Богу: «Почему Ты бездействуешь? Почему не отвечаешь на наши молитвы. Почему Ты не вмешаешься и не изменишь того, что происходит? Почему не являешь Свою силу? Почему не сдержишь этот прилив зла????» Аввакум был обеспокоен кажущейся бездейственностью Бога перед человеческим грехом, кажущейся глухотой Бога к воплям молящихся. Это был экзамен для Аввакума, состоявшийся 2500 лет назад. Я осмелюсь сказать, что это экзамен для некоторых молодых людей, и для некоторых пожилых, когда вы размышляете о нашем обществе. Ваши современники подходят к вам и говорят о том, что вы говорили о благом и всемогущем Боге. Вы говорили о том, что он слышит молитвы. Почему же Он не остановит резню в Руанде? Почему Он не даст нам лекарство от рака и СПИДа? Почему Он бездействует, когда десятки тысяч детей растут среди нищеты и насилия?
Где же Бог?
Люди говорят с насмешкой: «Христиане, где же ваш Бог? Праведники страдают, нечестивцы процветают, жестокость людей друг ко другу приводит к великой скорби». Этот вопрос много веков назад задал Богу Аввакум: «Доколе, Господи, я буду взывать, а Ты не слышишь?» Некоторым на память может придти Марк Твен, который однажды сказал: «Я бы хотел на 10 минут стать всемогущим Богом, я бы уничтожил этот мир и сотворил бы его таким, каким хочется его видеть».
Это противоречивый мир, где все несовершенно. Аввакум говорит: «Боже, объясни мне все это». И Бог говорит, — обратите внимание на этот стих, прочитайте его, придя домой (1:5!): «Я не безразличен. Я совершаю труд. Я наблюдаю. Я вижу все, что происходит. Не считайте Меня безразличным и медлительным».
Бог говорит: «Аввакум, Я готовлю нечто. Чему бы ты не поверил, даже если бы ты обо всем узнал. Я подниму халдеев, и они полетят как орлы, бросающиеся на добычу (8-й стих). Они придут для грабежа (9-й стих). Я осужу забывших Бога. Я разберусь с людьми. Я накажу делающих беззаконие».
Бог говорит: «Аввакум, Я все вижу. Я вижу все, что происходит. Я воздам, воздам по заслугам, делавшим зло и делавшим неправду». Но Аввакум не полностью удовлетворен ответом Бога. Бог говорит: «Я накажу иерусалимлян, и для этого Я буду использовать халдеев». Аввакум говорит: «Господь, как Ты можешь руками нечестивцев наказывать тех, которые праведнее их?»
Итак, Аввакум столкнулся с двумя проблемами: 1) как Бог может стоять в стороне от всего происходящего, и 2) как Он может действовать через тех людей, через которых Он действует?
Как можно сохранить веру, если вы молитесь, а положение дел все не улучшается? И когда Бог, как нам кажется, поддерживает людей и поступки, которые даже мы не в силах простить.
Три вещи, которые необходимо сделать
Как сохранить веру? Есть три способа, о которых Бог сказал Аввакуму. Прежде всего, в 2:1 Аввакум говорит: «На стражу мою стал я, и стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне». Другими словами я просто должен предоставить все суду, и просто ждать, отдавая все в руки Божьи. Хорошо, когда мы делаем это, находясь в смущении или беспокойстве, когда нет ответов на ваши вопросы. Принесите это Богу в молитве и скажите: «Господь, я ожидаю, когда Ты прольешь Свой свет на все происходящее». Итак, Аввакум взошел на башню и просто ждал, что сделает Господь.
Затем Бог сказал: «Аввакум, и хоть бы это замедлило, жди его, в конце оно непременно сбудется». Другими словами, если Бог не отвечает на ваши молитвы сразу, не спешите думать, что Он не ответит вам никогда. Имейте терпение.
В-третьих, Бог говорит Аввакуму: «Праведный верою жив будет». Тебе не нужно знать ответы на все вопросы, Аввакум. Просто продолжай свой путь, будучи уверен, что все в руках Божьих. У Него все прекрасно получится. Он слишком мудр, чтобы ошибаться, и слишком благ, чтобы быть недобрым.
В 2:20 говориться, что Господь во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его. Аввакуму не нужно было беспокоиться о божественной справедливости. Все придет в норму. У Бога есть целая вечность, чтобы привести все в порядок. Итак, Аввакум получает ответ.
В 3 главе записана одна из самых замечательных молитв во всей Библии. В ней воспевается величие Бога и Его дело в этом мире. Прочитайте это возвышенное пророчество. Оно удивительно красноречиво. Аввакум говорит о том, как Бог освободил свой народ из рабства, как заставил море расступиться, как Он поразил их врагов, как Он отвечал на их нужды. Это верный Бог, Бог хранящий завет, Бог исполняющий Свои обетования.
В конце своей короткой книги Аввакум так взволнован, что говорит: «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи (это картина ужасного опустошения и упадка экономики, когда доллар станет ничем), хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах , -ной тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего».
Обратите внимание на 18 стих: « Но и тогда я буду радоваться о Господе и вселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!»
Это смысл книги Аввакума. Если вас что-то смущает, если что-то не ладится, когда вам непонятно, почему Бог стоит в стороне и, как вам кажется, остается глух к вашим воплям и молитвам. Когда, кажется, что нечестивые процветают. Когда , кажется, что дьявол управляет миром. Что вы делаете тогда? Вы встаете на стражу. Просто ожидаете, что сделает Бог. Вы живы верою. Вы молитесь молитвой Аввакума (3: 2): «Господи! Соверши дело Твое среди лет яви его; во гневе вспомни о милости». Чтобы ни случилось, молитесь так, и продолжайте радоваться о Господе. Он ваш Бог. Бог вашего спасения. Вначале я говорил, что короткая книга Аввакума начинается воплем отчаяния и смущения и завершается песней победы и радости. Как джунгли превращаются в прекрасный сад? Как разочарование и смущение уступает место радости и ликованию? В середине книги Аввакума вы увидите, как это происходит. Просто доверьтесь Богу. Взирайте на Него и поймите, что — Он великий чудный Бог, сдерживающий Свое слово, верный Своим обетованиям, и почитающий тех, которые почитают Его.
Все, что вам нужно сделать, — дать Ему время. Подождать. Надеяться на Господа. Он оправдывает вас. Он оправдывает вас по вашей вере.
«И я продолжу путь свой в неведении.
Лучше идти с Богом во тьме, чем одному при свете».
«Каким бы ни было испытание, Бог позаботится о тебе.
В изнеможении прильни к его груди, и Он позаботиться о тебе».