Глава 3
АМОС
Говорить правду
Главная мысль книги Амоса содержится в 5-й главе 24 стихе: «Пусть как вода течет суд и правда — как сильный поток».
Амос — третий среди малых пророков. И его книга длиной в 9 глав (146 стихов) является политическим и общественным обращением, которое сегодня также насущно, как и в 750-м году до Рождества Христова. Амос видел обман, лицемерие и пустую религию на словах, аморальный образ жизни и желание обогащаться, и он восстал против этого во имя Иеговы, своего Бога.
Что за человек был Амос? Он был одним из пастухов фекойских, в 12 милях южнее Иерусалима в гористом месте на краю пустыни. Он был пастухом и собирал сикоморы. Он был простым человеком, который реально смотрел на вещи. Ни с помощью своей одежды, ни с помощью речей он старался походить на «премудрых» своего времени. Узия был царем Иерусалима и Иеровоам Второй вел суды в Самарии. Это было время благополучия и мира. Жизнь проходила в роскоши и безделии под потворством церкви и суда, усиливался гнет богатых, которые все богатели на бедных, которые все беднели. Это было время материального благополучия и духовного обнищания.
Проповедник с кулаками
Амос появляется на улицах Вефиля, рядом с царской часовней. Там, где религия переросла в простую формальность. И когда Амос начал проповедовать, все прислушивались. Его речь была подобна молоту. Он обладал красками языка подобно Аврааму Линкольну и языковыми приемами как Роберт Бернс. Но Амос никогда не применял пестроту языка для того, чтобы завуалировать суть дела. Он называл вещи своими именами. В прямом смысле слова. Говоря о жадности богатых, он говорит, что они продают бедного за пару сандалий. Описывая гнев Божий, он говорит о колеснице, нагруженной снопами, оси которой скрипят под тяжестью груза. Говоря о пустых, распутных, упивающихся вином, женщинах, он говорит «телицы васанские». Неудивительно, что народ слушал его. Должно быть, его проповеди увлекали. Его острота, напоминает проповеди Ванса Хавнера или Билли Сандэя, бейсболиста. В книге «Билли Сандэй — какой он?» Илии П.Брауна, автор рассказывает о двух фермерах Айовы, которые встретились в кузнице после проповеди Билли Сандэя на палаточном собрании. Один фермер говорит другому: «Послушай, Джонс, я никогда не слышал, чтобы кто- нибудь проповедовал так, как этот бейсболист. В нем больше энергии, чем в двухгодовалом жеребенке. Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь с такой серьезностью проповедовал. В его распоряжении сцена размером в пару огромных прицепов, и во время проповеди он исходит ее всю вдоль и поперек. В прошлое воскресенье он так разошелся, что сбросил пиджак и жилет, сорвал галстук и засучил рукава, как будто собрался драться. Боже мой, как он владеет залом! Они все во внимании. Засыпают? Нет! Разве можно заснуть при этой проповеди? Слушай, Джон, его слова словно пробивают тебя насквозь. Я думал, что мне доводилось слышать многие сильные проповеди, но никакая проповедь не трогала меня больше, чем проповедь этого человека».
Наверное, проповедь Амоса была наподобие. Как вам нравятся его образы? Он говорит о людях, бегущих от льва, чтобы навстречу им попался и медведь. Он говорит о пришедшем домой и опершимся рукой о стену, которого ужалила змея. Это, как говорится «из огня да в полымя».
Бог Справедливый
В книге Амоса 1:2 говорится: «Господь возгремит с Сиона». Амос был гласом Господа, который возвещал, что Бог — Бог Справедливый. Бог не может оправдывать грех. Он не может делать вид, что это пустяк. Дело в том, что в духовном мире все счета должны быть оплачены, никто от этого не освобождается. И, несомненно, проповедник, говорящий так, будет одобрен малым количеством людей, остальные же будут на него реагировать как на назойливую муху в жаркий день.
О чем же проповедовал Амос? Его проповедь была против его соседей. Это всегда приятно слышать! Он проповедовал против Дамаска, Газы, Тира, Едома, Амона, Моава, Иуды. Каждому по душе, когда проповедь касается кого-то другого, а не его самого. Не затрагивайте своей проповедью людей, сидящих прямо перед вами, и вы будете популярным проповедником. Обличайте общество во грехах, обличайте начальствующих, но не трогайте свою церковь и вы будете пользоваться поддержкой этих людей. Вот это проповедь! Замечательно! Аминь, брат! Это сущая правда!
Но как только Амос обличил в грехе людей, окружающих его, он обратился к тем, кто был непосредственно рядом с ним. Знакома ли вам история о проповеднике, который проповедовал о вреде пьянства и азартных игр? Одна женщина из толпы говорила: «Аминь, брат!
Проповедуй так! Это прекрасная проповедь!» Но когда проповедник начал говорить о сплетнях, эта женщина почему-то замолчала. Потом она повернулась к соседке и сказала: «Это плохая проповедь! Зачем он вмешивается не в свое дело?»
Когда Амос проповедовал о грехе соседних стран, я уверен, что многим эти проповеди нравились. Но затем, он переключился на людей, которые были рядом с ним. Он говорил о несправедливости, алчности, насилии, распутстве, осквернении и хуле. Он обличал их в том, что они оставили Бога, и не почитали Его святой Закон. Он говорил: «Вы не только согрешили против своих соседей, но на вас лежит ответственность, потому что Бог благословил вас больше других народов на земле, и поэтому Бог накажет вас за ваши беззакония». Обратите внимание, что Бог не сказал: «Так как вы драгоценны предо Мною, и я благословил вас больше других, Я буду снисходителен к вам». Наоборот, Бог говорит: «Я благословил вас великим благословением, и на вас ложится великая ответственность». Как важно это для нашей страны сегодня! Для нашей церкви! Особые привилегии означают особую ответственность.
Большие привилегии – большая ответственность
В Писании мы читаем: «Кому много вверено, с того больше взыщут». (Лк. 12:48). Как много нам вверено! Как много вверено нашей стране! Как много вверено Западу. Это огромное духовное наследие. И характерный грех для нашего поколения — то, что мы так удалились от того духовного наследи, что мы не верны тому, что вверил нам Бог.
Помните, как Иисус, говоря о Капернауме и Вифсаиде, сказал: «Если бы силы явленные в вас были явлены в Содоме и Гоморре, то давно сидя во вретище и пепле покаялись бы. Если бы это было явлено ниневитянам, они покаялись бы. Отраднее будет Содому и Гоморре в день суда нежели вам». Если вам вверена великая истина и великий свет, это означает большую ответственность.
Книга Амоса удивительно актуальна в наши дни. Все, о чем он проповедовал тогда, 2750 лет назад, может быть проповедано сегодня, здесь. Грехи, которыми страдало то поколение — несдержанность, бесчеловечность, самодовольство, гордость, алчность и духовная слепота. В этой маленькой книге Амоса мы читаем, что люди с нетерпением ждали, когда окончится Суббота, чтобы снова вернуться на работу и зарабатывать деньги. Они так желали обогащаться! В нашей стране мы даже не дожидаемся окончания Дня покоя, чтобы снова приступить к работе. Мы просто не признаем этот день покоя. У нас открыты магазины. Все работает, как обычно. Если Амос проповедовал об этом 2750 лет назад, то как важно, чтобы это было проповедано сегодня!
Амос говорил о невоздержанности и вседозволенности. О том, что эти люди лежат на ложах из слоновой кости и пьют из чаш вино (6:4).
Вам просто нужно заглянуть в сегодняшние бары и казино, чтобы заметить эту параллель.
Амос говорит о людях своего поколения, которым Бог дал сынов и дочерей. Благодарение Богу за молодых людей. Бог дал их нам как драгоценное наследие. Но Амос говорит: «Бог дал вам детей, чтобы вы наставляли их в Слове Божием, в служении Ему, а вы, вместо того чтобы сделать их назореями, позволяете им пить вино». Вместо назорейства вы растите их повесами! Проповедь Амоса актуальна и сегодня.
Амос обличал своих современников в нечестности, что они продавали бедного за пару обуви.
Трижды он говорит: «Слушайте это слово». (3:1, 4:1, 5:1) Так как Бог вверил вам много, Он будет спрашивать с вас больше, и ваш суд будет строже. «Слушайте слово сие»(4:1). Затем он говорит, как опустились жены. В наши дни все разговоры о свободе привели лишь к тому, что многие женщины развратились, потеряв свое достоинство.
«Слушайте слово сие» (5:1). Бог через Амоса упрекает людей в их бессердечности и пустой религиозности. Амос говорит: «Богу противны ваши празднества и служения. Вы приносите жертвы, но Он не принимает их, потому что Он желает не серебра или золота. Он желает ваших сердец. Он не желает пустых слов и религии. Он желает духовного служения, в духе, и истине, и святости». Затем Амос образно говорит о нашествии саранчи, о пожирающем огне, об отвесе и отвесной стене. Он говорит о корзине со спелыми плодами. Всем было возвещено о том, что Богу неугодно это. Бог желал большего. И Бог судил народ.
Последнее Слово Бога
Последним словом Бога, как я уже отмечал, говоря о пророке Иоиле — всегда остается милость. Бог наказывает нас, чтобы мы поняли все безрассудство своего эгоизма и обратились к Нему с доверием. Бог учит нас. Бог ведет нас темными тропинками, чтобы мы поняли, что нам необходим Его свет и Его водительство. Чтобы осознали, что для поддержки нам нужна рука более сильная, чем наша собственная. Последнее слово Бога, если вы прислушиваетесь к Нему, отвечаете Ему, имеете общение, всегда слово прощения, милости и благодати.
Бог хочет благословить тебя, друг мой. Он хочет благословить тебя.
В заключение этой краткой книги Амоса есть прекрасное обетование, прекрасное пророчество, что в конце времен Бог восстановит падшую скинию Давида. Этот стих цитирует Иаков на первом сборе христианской Церкви, как записано в Деян. 15.
«Вот, наступят дни, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград сеятеля, и взращу из плена народ мой Израиля и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники». Недавно, посетив Израиль, мы увидели, что это слово начало сбываться. Последнее слово Бога для каждого из нас, если мы слушаем Его голос — слово благословения.
В чем мы сегодня нуждаемся
Во времена Амоса люди были глухи к голосу Бога, распутны, оправдывали себя, лицемерили. Процветали коррупция и насилие над нижестоящими, алчность и любовь к роскоши. Какие же грехи есть сегодня? Наш грех сегодня в том, что мы оставили Бога, источник живой воды, и обратились к иссохшим источникам, которые не могут держать воды. Сегодня мы превращаемся в безбожный народ. В газетах писали, примерно, неделю назад, что в 50-е годы 75% канадцев посещали церковь ежедневно, в 1970-е — только 35%, а теперь же, в 90-е годы, только 23% канадцев каждую неделю посещают церковь. Наш народ отвернулся от Бога к земным благам. От духовного к материальному. Вот почему так важно сегодня призывать народ к Богу, чтобы Бог посетил нас в силе и благословении. Амос призывал к этому 2700 лет назад. И сегодня это наша нужда. Нам нужно призывать народ возвратиться к Богу.
Во дни Амоса пренебрегали правами человека. Как много сегодня говорят о правах человека. И чем больше говорим о них, тем меньше их уважаем. Возможно, самое большое нарушение прав человека — это аборт. Ужасает, что 500 000 человек в Руанде должны умереть всего за несколько недель. А по всей стране погибает намного больше каждый год в результате абортов. Наши руки в крови неродившихся детей. Это грех нашего поколения!
Если вы будете об этом проповедовать, вас не слишком поддержат определенные круги общества. И вот Амос не поладил с Амазией, священником Вефильским. Он сказал: «Амос, брось это дело! Проповедуй о грехе и справедливости кому-нибудь другому и где-нибудь подальше. Это город. Это сильная церковь. Мы хотим слушать о том, что Бог любящий и благой, и никогда никого не наказывает».
Амос отвечал: «Амазия, ты не прав. Я делаю это не ради денег. Знай, что я был пастухом, собирал сикоморы, и Бог проговорил ко мне. Бог сказал: Иди! И дал мне это слово».
Господь, пошли нам больше таких проповедников как Амос! Они нужны нам сегодня, чтобы призывать наше поколение возвратиться к Слову Божьему, к Богу, к святости, к служению Живому и истинному Богу.
Знаешь ли ты Его?
Любишь ли гы Его?
Живешь ли ты для Него?
Пусть это станет призывом сегодня, для каждого, кто еще не служит Богу всем сердцем, чтобы с сегодняшнего дня он начал жить для Бога и служить Ему!
Г.Г. Барбер “Малые пророки”