Владимир Попов – Реформация в России

Реформация в России

Слова «реформация», «реформаторы», «протестанты» связывают с историей и культурой Западной Европы. Россию же относят к странам с незыблемыми православными традициями. Насколько соответствует подобный взгляд историческим реалиям?

Россия не пережила Реформации в том виде, в котором это случилось в европейских странах.

Но по стране из века в век прокатывались волны довольно мощных религиозных движений. Уже в XII–XIII веках в северо-западной и центральной частях России широкое распространение получает проповедь мирян-христолюбцев, обличавших злоупотребления и пороки в среде духовенства и в монастырских обителях: «Ныне же соль земли испрахнела вся»1. Коль жизнь многих пастырей церковных далека от евангельских принципов, то и на исповедь можно ходить не к священникам, а к «духовным» верующим. Миряне-христолюбцы часто устраивали собрания вне храма, «для молитвословия и научения книжного»2: «Лепо же есть всем славить Бога и проповедати учение Его»3.

Высшее духовенство вынуждено было реагировать на недовольство паствы. И в 1274 году был созван собор во Владимире, на котором епископы Новгорода, Ростова, Полоцка, Суздаля, Владимира осудили грех симонии постановлением: «Поставленный на мзде, да извержется. Да извержется и поставлий его. Никто же Благодати Божьей не продает»4. Собор также установил строгий подбор кандидатов на священство.

В это же время под покровительством монголо-татарских царей церковь стремительно обогащается, она владеет более чем третью всех пахотных земель в стране, митрополиты облечены верховным правом управления и суда5. Процессы обмирщения глубоко проникали в храмы и монастыри. Христиане, жаждущие веры неформальной, противостояли духовному упадку. Если выступления мирян-христолюбцев носили стихийный разрозненный характер, то в середине XIV века заявило о себе организованное массовое движение, известное как стригольничество. Из Пскова и Великого Новгорода движение распространилось по городам и весям. Возглавили его, по одной из версий, «расстриженные» за инакомыслие представители низшего православного духовенства.

Духовные требы у стригольников совершались бесплатно. Они сформировали традицию абсолютной трезвости, разработали свод Вероучения, где провозглашалось, что истинная христианская церковь должна быть устроена по первоапостольскому образцу, а главным источником веры и богопознания назывались апостольские писания. Вероучение подчеркивало, что Бог обитает не только в храме. Душа, ищущая спасения, не нуждается в сонме посредников. Посредник один — Господь Иисус, и вера в Его искупительную смерть оправдывает человека перед Богом. Стригольники отрицали церковную иерархию, монашество, молитвы за умерших, почитание икон, креста.

Нововеров объявили еретиками, а их учение — посягательством на устои церкви. В 1376 году над вождями стригольников учинили публичную казнь. «Развратители веры христианской» были избиты и сброшены с моста в реку Волхов. Несмотря на это стригольничество как массовое движение существовало еще полсотни лет, а затем расчленилось на несколько толков: у одних наблюдался сильный крен в сторону иудаизма, другие обросли элементами язычества, третьи сохранили облик, близкий к евангельскому.

Почему именно в псковско-новгородских землях вспыхнула потребность в «реформации»?

Великий Новгород и Псков не испытали нашествия Золотой Орды, став центрами развития ремесел, торговли, искусства. Население этих городов всегда отличалось вольнолюбивым нравом. Рядом были Литва, Польша. А в Европе бродили идеи Джона Уиклифа, которого историки окрестили утренней звездой Реформации. Учение Уиклифа подхватил Ян Гус. Иероним Пражский доставил его сочинения в Псков и Витебск, посеяв на Руси зерна религиозного вольнодумства. Не отметая вполне естественные влияния со стороны Европы, многие православные историки все-таки обозначили стригольничество как «первое чисто русское своемыслие»6.

В псковско-новгородской земле в XVI веке приобрело популярность учение Матвея Башкина и Феодосия Косого7, которые проповедовали равенство всех перед Богом, любовь к ближнему независимо от социального статуса, цвета кожи и веры, Евангелие и пример жизни апостолов как образец для духовной жизни. Так же как и стригольники, они отрицали многие православные традиции и обряды.

Тяга к безобрядовому сознательному христианству возродилась в XVIII веке в вере и практике духоборов и молокан. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»8, — эти слова Христа легли в основу мировоззрения и жизненной позиции членов духоборческих и молоканских общин.

Реформационные волны колебали российское общество и в первой, и во второй половине XIX столетия. Комплекс либерально-демократических реформ, проведенный Александром I в начале его царствования, создал условия для возрождения и развития евангельского христианства и учения о «внутренней церкви». Учреждение на межконфессиональной основе Российского библейского общества в 1813 году, начало перевода Библии на русский язык пробудили небывалый интерес к Священному Писанию и библейской духовности в кругах аристократии.

Вторая половина XIX века ознаменовалась появлением на арене национальной истории теологически и организационно оформленных российских протестантских церквей. Образование в 1884 году Союза русских баптистов, а в 1909 году Союза евангельских христиан — наиболее крупные плоды Реформации на российской почве.

Если у отдаленных и ближних предшественников тезис об оправдании через веру в жертву Христа не был ясно обозначен, то баптисты и евангельские христиане сформулировали его вслед за вождями западной Реформации Лютером, Кальвином и Цвингли. Первый баптистский катехизис, составленный пресвитером В. В. Ивановым-Клышниковым, гласил:

«Мы верим, что Бог мог избавить человека от следствий его падения не иначе как полным удовлетворением Своей святой правде. Посему Он от вечности предопределил Своего Единородного Сына Иисуса Христа в жертву умилостивления… Мы веруем, что это вечное всеполное искупление, совершенное Сыном Божьим, есть единственная причина нашего спасения и что посредством оного нам сообщается: прощение грехов и преступлений, оправдание, вечная праведность, избавление от смерти, дьявола и ада и жизнь вечная»9. Автор вероучительного документа одним из первых среди русских баптистов подчеркивает юридически-правовой аспект искупления, что характерно для богословия Реформации.

Многие протестантские течения в России отделились от православной церкви и сформировались уже вне нее.

А были ли попытки Реформации в лоне православия?

Подобные устремления имели место в истории России. Например, с началом европеизации при Петре Первом на церковном небосклоне появилась фигура Феофана Прокоповича, человека извилистой судьбы, с противоречивым характером, блестяще образованного. Еще во время преподавания в Киево-Могилянской академии Прокопович не переставал внушать студентам идею о том, что Писание намного выше Предания, а к его изучению вполне допустим и научный метод. Консервативное духовенство встретило такие идеи в штыки. Став епископом, Феофан претворил в жизнь инициативу Петра об учреждении Синода вместо патриаршества. Священники строчили на Феофана донос за доносом, что он якобы протаскивает учение Лютера в недра православия.

Русский европеец император Александр I, стоявший за предоставление свободы иноверцам, вместе со своим ближайшим другом князем Александром Голицыным известен своими стараниями по оживлению духовной жизни в стране. В 1817 году было создано даже сугубое министерство «для восстановления живой и сознательной веры в народе»10. Их реформистские инициативы не пошли вглубь и вширь, но натолкнулись на противодействие со стороны консервативных государственных деятелей и церковных иерархов, которые открыто возмущались тем, что «Голицын требует частых проповедей, учительства, винит духовенство в безграмотности и бездумном требоисполнительстве»11.

В начале ХХ века по всей России стали возникать библейские кружки, деятельность которых вошла в историю под именем Русского христианского студенческого движения. В этом движении принимали участие как православные, так и протестантские деятели (Павел Николаи, Владимир Марцинсковский). Деятельность РХСД по обсуждению назревших духовных вопросов, можно сказать, подготовила ряд решений собора 1917–1918 годов.

В трудные 1917–1918 годы в Москве состоялся Всероссийский поместный Собор РПЦ, восстановивший патриаршество. Патриархом был избран митрополит Тихон. Собором рассматривались давно назревшие вопросы о переводе богослужения на современный русский язык, увеличении доли проповеди, широком участие мирян и женщин в церковной жизни, развитии социального служения, большая часть из этих инициатив затем вошла в принятую Собором программу реконструкции церкви в духе Евангелия. Однако по понятным причинам деятельность РПЦ оказалась в основном несовместимой с планами совершивших переворот большевиков. В сентябре 1918 года Собор вынужденно прекратил работу. А в 1922 году правительство большевиков взяло курс на разгром РПЦ и других христианских конфессий. В этом же году так называемые обновленцы12 провозгласили своей целью «сохранение православия в Советской России», и в 1923 году состоялся Второй собор (обновленческий), извергнувший из сана патриарха Тихона. В целом Собор поддержал программу Первого собора, также были положительно решены вопросы о бесплатных духовных требах, возможности брака для епископов и второбрачия для вдовцов. Союз евангельских христиан, возглавляемый И. С. Прохановым, даже налаживал контакты с «обновленцами», устраивая совместные съезды и акции. Однако вскоре «обновленчество» оказалось скомпрометированным тесным братанием с большевиками.

Почему же российская реформация так и не состоялась?

На европейском континенте сложились особые предпосылки для широкомасштабной Реформации. Лозунг Ренессанса «Назад к истокам» захватил Европу. И если интеллектуалы погрузились в изучение античного наследия, то христиане обратились к идеалам первоапостольской церкви. Россия же накрепко приросла к обрядовому благочестию. По замечанию историка А. Ф. Замалеева, «православная церковь, ориентируясь на византийские схемы, сузила горизонт восприятия евангельской истины до простого аскетизма, противопоставив обрядовые ритуалы рациональной теологии»13.

В Священной Римской Империи к началу Реформации шел процесс образования национальных государств. Их правители были заинтересованы в размежевании с папским Римом. Кроме того, они разделяли реформаторские идеи Лютера. И в 1529 году императору Карлу V было подано обращение шести князей и представителей 14 свободных городов — первое в истории в защиту свободы совести и вероисповедания, так называемый Шпейерский протест. Сторонники третьей ветви мирового христианства получили свое название именно в честь этого документа.

Если в Европе дебатировался вопрос о необходимости разделения духовной и светской власти, то в России, наоборот, церковь и власть, следуя византийской симфонии, самым тесным образом переплетались. Такая прочная спайка церкви и государства не позволяла религиозному свободомыслию охватить широкие пределы Отечества.

Тем не менее традиция религиозных исканий, подпитываемая идеями западной Реформации, никогда не прерывалась на Руси. Делая обзор отечественных протестантских течений XIV–XVI веков, православный историк А. В. Карташев отметил, что «это была тень Реформации, осенившая своим крылом смежную с Западной Европой часть древней Руси»14.


1 Цит. по: Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. С. 105.
2 Там же. С. 114–115.
3 Там же.
4 Янов Александр. Несбывшийся Ренессанс. // Дилетант, № 1 (13), 2013. С. 28–31.
5 Цит. по: Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. С. 106.
6 Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. — СПб., 1872. Т. 1. С. 140.
7 Феодосию Косому близки некоторые идеи нестяжателей, которые он воспринял от игумена Артемия (ученика Нила Сорского) в заволжских пустынях. Православный историк XIX века Ф. Калугин называет учение Феодосия Косого «резким и уродливым выражением того обличительного направления, какое характеризует всю литературную деятельность Максима Грека и которое, сосредоточившись в заволжских пустынях, наиболее рельефно и резко было заявлено В[ассианом] Патрикеевым и игуменом Артемием» (см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Феодосий_Косой, а также: Калугин Ф. Гомилетические труды инока Зиновия Отенского. // Журн. Мин. нар. просв., 1893, № 2, 5).
8 Ин 4:24.
9 Иванов-Клышников В. В. Баптистский катехизис. // Валькевич В. А. Записка о пропаганде протестантских сект в России и, в особенности, на Кавказе. Тифлис. 1900. Приложение № 2. С. 2.
10 Цит. по: Зубов А. Размышления над причинами революции в России. // Новый мир, 2006, №7. С. 145.
11 Там же. С. 148.
12 Обновленческое движение (Живая Церковь, Православная Российская Церковь, позже — Православная Церковь в СССР) возникло после февральской революции 1917 года. Обновленцы участвовали в Соборе 1917–1918 годов. К 1946 году ПЦ в СССР самоликвидировалась, влившись в состав Московского патриархата.
13 Замалеев А. Ф. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. – Л.: Лениздат, 1991. С. 5.
14 Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. – М.: Терра, 1997. С. 503.


Журнал “Решение”, номер 41
Автор Попов В. А.


Читайте также:

Распространение христианства в Тамбовской области

50 фактов о распятии Иисуса, о которых вы не знали

Интервью с доктором Кентом Ховиндом


Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Будем рады узнать ваше мнение.x